Семья в жизни герояСтраница 1
Зачастую родителями у «великих мужей» ирландских саг были волшебные существа из Племен богини Дану, этим объяснялась невероятная сила, красота, храбрость и удачливость воина. С самого своего рождения он выделен среди остальной массы королевства, ему предопределено совершить множество подвигов. Однако божественное происхождение одного из родителей не являлось обязательным условием для рождения будущего непобедимого и неустрашимого героя. Так, король Улада Конхобар был зачат смертными и воспитан ими же, хотя являлся одним из великих героев своего времени.
В идеале после рождения мальчик воспитывался отцом и матерью (если оба смертные), готовясь стать преемником отца, воином и государственным мужем. Отец героя обязательно занимал высокое положение в обществе, был приближенным к королю, советником и могучим воином.
Иногда мальчик рос не с родителями, и причин этому могло быть несколько. Например, если отец ребенка был сидом, то сын воспитывался среди людей смертной матерью. Еще один вариант: сразу после появления на свет героя отец и мать были убиты. Тогда ребенка на воспитание мог взять любой из приближенных к королю аристократов (это считалось делом чести – не дать мальчику погибнуть), разумеется, с согласия правителя, или же друиды. Если после смерти отца мать ребенка вновь «брали в жены», мальчика так же могли отдать на воспитание друидам. Основные функции родителей – помочь ребенку выжить, женить его, сохранить и, по возможности, умножить его будущее наследство. Профессия ребенка предопределена с самого рождения – он, как и его отец (опекун), будет великим и могучим воином. Роль родителей в воспитании и образовании ребенка была невелика, чаще всего этот аспект жизни героя обеспечивал король, назначая мальчику учителей и приглашая в свою резиденцию, где паренек обучался вместе со своими сверстниками. С этого момента в жизни героя фигура родителей редко появляется на страницах саг. Исключением является ситуация, когда сын и отец вместе служат при дворе короля, но в этом случае их отношения трансформируются из «отцовско-сыновних» в «соратническо–партнерские».
Военному искусству, знаниям жрецов и другим необходимым знаниям ребенка начинали обучать в семь лет. Совершеннолетним же он становился только тогда, когда «брал в руки меч мужа». Решение о том, что пришло время для инициации, принимал один из его наставников. Он посылал юношу к королю, и, если правитель был согласен с решением учителя, молодой человек выбирал себе оружие среди предоставленного ему королем.
Одним из самых важных этапов в жизни героя являлась женитьба. Считалось, что в своих потомках великий может возродиться. Умереть неженатым и бездетным – значит полностью прекратить свое существование, без надежды на реинкарнацию. К холостым мужчинам относились с недоверием, и в первую очередь соратники героев, опасаясь за свою честь. Ведь, будучи свободным, герой является потенциальным соблазнителем их жен и дочерей: «Задумались тогда улады, как быть им с Кухулином, ибо уж слишком любили его их жены и дочери, а юноша в то время еще не выбрал себе жену. Решили они, что надо найти девушку, к которой посватался бы Кухулин, ибо думали улады, что, имея добрую и заботливую жену, не станет он соблазнять их дочерей и женщин»[10].
Будущая жена должна была быть красивой, мудрой и невинной, умело вести хозяйство, хорошо петь и говорить. Красота имела первоочередное значение, так, в саге «Сватовство к Луайне и смерть Атирне» девушка умерла от стыда и позора, когда отвергнутые ею поэты изуродовали ее лицо, спев глам дицин (песнь поношения, от которой на лице возникали волдыри).
Вопрос о сватовстве решают отец девушки и будущий муж, мнение невесты не имеет веса. В сагах встречаются ситуации, когда девушка, не соглашаясь с выбором отца, сбегает из дома со своим возлюбленным. Например, в саге «Преследование Диармайда и Грайне» юная Грайне, просватанная за престарелого Финна, влюбляется в прекрасного фения Диармайда и сбегает с ним[11] . Влюбленные скрываются от погони у Мак Ока, бога любви и юности у ирландцев. Примечательно, что погоню устраивает не отец девушки, а сам жених, Финн. Виновным за преступление считается Диармайд, укравший девушку и тем самым нанесший ощутимый удар по чести обманутого жениха. Финн прощает влюбленных, но несколько лет спустя подстраивает смерть соперника, сознательно не донеся до смертельно раненого Диармайда целебную воду, и берет в жены Грейне. Эта сага, посвященная теме любви, повлияет на создание легенды о Тристане и Изольде.
Ранняя христианская община в Иерусалиме (2:1-8:3)
События дня Пятидесятницы и рождение первой христианской общины (2:1-47)
События дня Пятидесятницы представляют собой новую сюжетную линию: рождение первой христианской общины. Нисхождение Духа Святого на христиан, являющееся сверхъестес ...
Апостол Павел и оправдание. Павел в историческом контексте. Павел иудей
Для того чтобы понять, как мыслил ап. Павел, нам необходимо проанализировать исторический контекст, под влиянием которого сформировались его взгляды. Как отмечает Лэдд, такая задача сложна, так как Павел принадлежал к трем мирам: иудейско ...
Иконописные школы
Курсы иконописи и художественного вышивания действуют при Свято-Введенском женском монастыре г. Орла.
Кружок иконописи, работающий в рамках Курсов церковнослужителей, ведет свою работу под руководством настоятеля Троице-Васильевского хра ...