Добрые и злые силы природы.Страница 2
Сам на кобыле, Слуга на собака
Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли!
Если горевший не разъединит бежавшую пару, его дразнят:
Ярка, не ярка,
Баран, не баран,
Серая овечка не женится,
Дай сенца – объягнится.
Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проазов нежити (домовых, водяных, лешех, русалок).
Ведьмы собираются на лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший путает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.
Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Иван Купала – Хорошие травы.
Иванов день пришёл – траву собирать пошёл.
Часть трав и цветов собирают днём, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: « Земля мати, благослови меня травы братии, и трава мне мати!».
Травы и цветы, Собранные на Иванов день, кладут под Иванову росу, Высушивают и сберегают их, Почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, употребляют их и для разжигания любви или для « отсушки».
В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван – да – Марьи, лопуха, бородицкой травы и медвежьего уха; вечером выпускают эти венки, на воду наблюдая, как и куда они поплывут. Если венок тонет, то значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун – траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать тебе страх; «терлыч – трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич хлопцев покличь!». Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу и приговаривают: «Мать – земля, отец – небо , дайте рабам вашим от них здоровья!».
Живого образа Купалы народная фантазия не сохранила, зато его спутницы и помошницы – русалки – представлялись молодыми и красивыми девушками и женщинами в белом одеянии или нагими – с длинными волосами, спускающимися по спине и груди. Само слово «русалка», видимо происходит от слова « русло» реки, может быть , от «русых» волос, которыми эти языческие бржества прикрывали своё тело. В.Н.Добровольский записал на Смоленщине песни о русалках, просящих у девушек и молодых женщин платья, чтобы прикрыть свою наготу:
У ворот берёза зелена стояла,
На той берёзе русалка сидела,
Рубахи просила.
Девки, молодухи! Дайте мне рубаху,
Хоть худеньку, худеньку,
Так белым беленьку.
В лучшую пору лета, когда всё вокруг цвело и буйствовало, русалки выходили из рек и озёр и странствовали по берегам, заманивая молодых мужчин, увлекая их с собой в омут, где они жили в кристальных дворцах.
И Ярило и Купала воплощали в себе и высокое (божественное) и низкое (бесовское): Ивана Купала представляли и как Иван Креститель, и как шут на «том бесовском игрилище, когда емшеся за руки, нечестиво ходят и скачут, и песни поют». Конечно, со временем эта «двойственность» преодолевается: языческое мифологическое сознание порождает новое божество – Волоса или Влеса, или Велеса смоляне отмечали зимой. В этот день, сохранившийся и до сих пор в ряде мест, выпекались хлеба в форме животных, поскольу Влес считался, прежде всего « скотским богом», защитником земледельцев. В посвящённые ему дни люди наряжались в звериные шкуры, чтобы приблизится хоть по внешнему обличию к нему, надевали маски зверей, выворачивали тулупы.
Троический догмат в интерпретации Василия Великого
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом Духе», адресованная Амфилохию, епископу иконийскому. В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он почему-то называ ...
Церковная организация православия
В настоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн. человек Согласно православному вероучению Церковь – это не просто собрание любых желающих поговорить или вспомнить об Иисусе Христе. Православная Церковь – ...
Шраманский период
Интенсивное деление и разветвление жреческих школ в поздневедийский период породило настоящее брожение умов и хаос религиозно–аскетических течений, по большей части, антибрахманистской идейной направленности. Этот период начался в YI–Y вв ...
