Добрые и злые силы природы.Страница 1
К древнейшим обычаям, уходящим в далёкое языческое прошлое, можно также отнести стремление прасмолян к перевоплощению в животных и птиц с тем, чтобы перенять их силу, ловкость и выносливость, что широко отразилось в сказках Смоленского края.
Первый период язычества был особенно продолжительным у всех славянских народов. Только постепенно они поднимались всё выше и выше по ступенькам сознания. Очистительные реки, озёра, облюбованные ими для поклонения, звери и птицы, которым они приносили жертвы, со временем превращались в их сознании в мифологические существа, персонифицировались в кумиров, олицетворявших добрые и злые силы природы. Свои новые божества человек творил по своему образцу и подобию. Так появился Ярило – божество, с именем которого связывалось обновление жизни весной, существо, дающее животворную силу и энергию всей фауне и флоре. Ярин упоминается на Смоленщине в ряде заговоров. Если соотнести название этого божества с современными понятиями, то ему созвучны «ярость», «яростный».
Это понятие вошло в древнерусские имена: Ярослав, Яромир, Ярополк; отсюда название весенних посевов - «яровые»; слово «яриный» имеет у нас значение - «голубой», а зелёный цвет – цвет радости и надежды; синий цвет - цвет яровых; хорошие овсы всегда синие; в основе овсеня лежит культ зерна, весны, жизни.
С Ярилы в древние времена смоляне начинали свой год. Ранней весной, когда всё в мире, они представляли Ярило в образе румяного юноши, мчащегося на белом коне в белоснежных одеждах. Он являлся в их мир дважды году – в раннюю и позднюю весну. Во втором случае он представлялся уже не безбашным юношей, которому всё по плечу, а убогим стариком, которого хоронили со всеми почестями.
Бога весны и обновления Ярило сменял Купала – бог лета, со своими многочисленными помощницами – русалками. В самый продолжительный день, 23 июня, смоляне устраивали гулянья в чес этого божества: обливали друг друга водой, а вечером зажигали костры. Молодёжь попарно прыгала через огонь. Здесь, безусловно, было что – то от прежних обрядов, пришедших из глубоких времён язычества, когда вода и огонь были очистительными атрибутами веры.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.
Костры устраивали за селением, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков.
«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов 19 века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворавших детей сорочки, чтобы с одеждой сгорели и самые болезни.
Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ним и выкрикивал ( или пели, выкрикивали все хором):
Гори , гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги – дон, диги – дон
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперёд, а водящий пытается догнать. « Если кого поймает , то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары становиться впереди гореть ( водить ); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».
При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои.
Вот некоторые из них:
Гори, гори жарко Жена на кобылке Погляди – ка вверх -
Едет Захарка, Дети на тележках Там несётся пест!
Славянский пантеон
Мифологических персонажей высшего уровня славяне называли словом bog, сформировавшимся под иранским влиянием. Слову bog, вероятно предшествовало слово divъ (Див), родственное обозначение бога у других индоевропейских народов (балтийских, ...
Докетизм.
“Докетизм - так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В истории христианских догматов различается с ...
Религиозно-исторические истоки раннего Ислама
В момент возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на ...