Языческий календарный циклСтраница 1
Древние славяне делили год на два периода – лето и зиму, осень и весна являлись началом лета или зимы.
Лето в ряде славянских языков означает “год”, а исчисление времени называется летоисчислением, но лето и зима тоже делились на две части, это приходилось на те дни, когда эти поры года были в разгаре. Можно предполагать, что в древнеславянском языческом аграрном календаре также было четыре точки, делящие год как бы на четыре части, но они не совпадали с современным европейским делением года на сезоны. Древние деление подчинялось периодам солнечного цикла.
Благовещение приходилось на весеннее равноденствие, Воздвиженье – осеннего равноденствия. Это рубежи, когда земля пробуждалась “ото сна” и “отходит ко сну”. Почти у всех славян эти дни связаны с культом змей. На Благовещение они выходят, Воздвиженье – уходят. Если начать пахать землю до этого праздника из неё будет капать кровь. Нарушения запретов до этого праздника могло привести к бездождию, засухе, другим бедам и напастям. Широко известно использование земли в клятвах (клали в рот, на голову, ели).
Два другие временные рубежа – Рождество (зимой) и Рождество святого Иоанна Предчети (Ивана Купалы – 7.VII нов. стиль.) – почти совпадал с зимним и летним солнцеворотом.
Для славянских обрядов годового цикла характерен культ деревьев, особенно дуб, у восточных славян – березы, в меньшей мере клена, явора, липы, вербы. У южных славян обряд сжигания рождественского полена (дубового) на домашнем очаге. Достаточно часто в ритуалах использовалась солома. Она связана с погребальным обрядом: начинается и кончается на соломе.
Славянский аграрный календарь связан с культом предков.
По языческим верованиям покойники (“родители”) активно влияют на судьбу землепашца, создает благоприятные и неблагоприятные условия для погоды. “Плохие” грешные покойники могли предводительствовать градовыми тучами.
Древние славяне не желали членения “того света” не выделяли ада и рая (это приходит с принятием христианства). Они верили в единый загробный мир, который мог находиться далеко за морем, далеко на небесах, далеко в подземном царстве.
С принятием христианства народный календарь был подчинен церковному календарю, цикличному празднованию христологичных и богородичных праздников, дней особо почитаемых святых. Эта последовательность сакральных действий не отменяла, а наоборот, укрепляла параллельную с христианской славянскую народную, языческую годовую обрядность.
В годичном календарном цикле успешно сосуществовали и до сих пор сосуществуют 2 системы духовных воззрений и мироощущений христианская и языческая: одна обращенная к небу, божественному началу, другая – к земле, к началу плотскому, к плодам земли, к их изобилию, зависящему, с точки зрения древних, не только от бога и человека, но и от сверхъестественных сил. Эти два мировосприятия и мироощущения сравнительно легко уживаются в славянском календаре потому, что христианство с его годовыми праздниками побуждало верующих ежегодно молитвенно переживать жизнь и страсти Иисуса Христа, а язычество воплощало во многих своих обрядах сходную цикличность природных явлений: возрождение, расцвет, увядание – “засыпание” природы. В принципе одно не разрушало другого, а скорее поддерживало.
Мир в политической доктрине Иоанна Павла II.
Определение позиции церкви по отношению к войне и миру – важнейшая составная часть политической доктрины любой их христианских церквей. Первые христианские общины проповедовали абсолютный пацифизм. Но уже после 170 г., когда в Римской имп ...
Позиция Кальмета в споре о вампирах
В этой главе будет рассмотрено, какие в трактате даны указания на позицию по вопросу автора, а также будет рассмотрено отношение Кальмета к гипотезам, объясняющим как сам вампиризм, так и появление предрассудков, с ним связанных. Кроме то ...
Бог
Люди склонны доверять тому, что видят. Умытый лучами солнца мир им кажется реальней, чет тот, в котором действуют духовные сущности – Бог, дьявол, ангельская рать. Исследовать «тот мир» - почти то же самое, что исследовать самих себя. Поэ ...