Психологическая обработка личности в тоталитарной
сектеСтраница 1
Как только новый человек попадает в деструктивный культ, он становится объектом пристального внимания членов организации. На первом этапе он подвергается мощному влиянию, носящей название "бомбёжка любовью". Данный вид психологической обработки заключается в проявлении любви и повышенному вниманию к неофиту. Формируется максимально положительный, доброжелательный, защищённый образ среды. В ней человек перенимает паттерны поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями.
Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Сравнение с другими людьми перестаёт быть болезненным, так как член секты теперь оценивает себя с окружающими, исходя не из своего, относительно низкого социального статуса, а из своего "религиозного".
Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди. Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода "кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, член секты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашения исповеди. Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональную уязвимость за счёт чувства страха и вины.
Стоит отметить, что исповедавшись, человек значительно смещает свои аттитюды по отношению к группе в позитивную сторону. Неспособный признать оказываемое на него давление, он склонен преувеличивать значение группы и создавать максимально положительный её образ для себя ("Раз я открыл этим людям, этой группе та много о себе, значит они действительно стоят этого, значит они единственные, кто смогли меня понять").
На фоне достаточного доверия начинает эксплуатироваться естественное желание человека стать физически крепче и духовно сильнее. От него требуют специальных усилий, нового темпа жизни, чтобы "отчиститься", стать "светлее".
Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраивать свои аттитюды под неё.
Лютеранство
Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие после ...
Преанимистические теории.
С конца XIX в. начинают появляться новые точки зрения на происхождение и историю религии; они возникали на почве недовольства ограниченностью анимистической теории.
Прежде всего на сцену выступили преанимистические концепции. Сторонники ...
Численный и национальный состав приверженцев
В каждой из 68 епархий насчитывается по несколько десятков человек, иногда 1–2 сотни приверженцев.
В большинстве – русские, но есть и представители других национальностей, в южных епархиях: армяне, грузины, греки. ...