Покровители и защитники домаСтраница 1
Домовой
Жители русских, белорусских и восточноукраинских деревень до сих пор верят в то, что каждый дом и каждая семья имеет домашнего духа-домового-хозяина и покровителя, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных. Домовой-это умерший предок, глава рода и его и его хозяин.
Образ домового известен нам по народным сказаниям и быличкам, записанным в XVIII-XX вв[68]. Один из первых собирателей русской мифологии М.Д.Чулков писал: «…Верят, что во всяком доме живет черт под именем домового, он ходит по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, и буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору». Вера в домового до сих пор сильна в народной культуре.
Имя домовой, конечно же, происходит от слова «дом». Однако его называют и по излюбленному им месту в доме: у русских голбешник, запечник, у белорусов подпечник. Именуют его и особо почтительно: у русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяйнушко мохнатый, кормилец.
Характерные черты образа домового достаточно сильно отличаются друг от друга на разных территориях, в худшую сторону с севера на юг. Некоторые исследователи считают, что домовой и дворовой «персонажи-двойники» и рассматривают их как единое целое[69].
Наряду с домовым-мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа-домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда-самостоятельным духом, мифологической хозяйкой дома[70]
В разных областях, наряду с мифологическим существом. Роль опекуна дома приписывается каким-либо животным: змее, ласке, жабе, пауку, петуху, которые обретают в народном сознании мифологические черты. При этом в разных местностях такое животное считается то воплощением домового, то самим домовым. Можно предположить, что в этих верованиях отразились языческие представления о воплощении душ предков в некоторых животных, особенно в змею.
Двойственное отношение к домовому- как к духу предка и как к представителю нечистой силы- проявляется во всех поверьях о нем и, прежде всего, в рассказах о том, кто он, в сущности такой.
Но некоторые былички утверждают, что домовыми становятся «неправильные» покойники, а есть и такие, которые называют его умершим без покаяния мужчиной. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы нередко считалось, что в домовых, как и водяных, леших, полевых и прочих «хозяев» пространств, превратились павшие ангелы, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилище, стали домовыми.
Домового обычно представляли в облике хозяина дома, живого либо умершего, или же последнего умершего члена семьи, или самого старшего человека в семье.
Облику домового присущи звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу. Его представляли то древним стариком, то черным человеком, то приземистым мужичком с большой седой бородой, лохматым, обросшим черной или белой шерстью, с косматыми ладонями и подошвами, с длинными когтями. С. В. Максимов пишет: "Во Владимирской губернии домовой одет в свитку . и всегда носит большую лохматую шапку; волоса на голове и на бороде у него длинные". Корреспонденция из Пензы как бы воспроизводит новгородские находки: "Из-под Пензы пишут, продолжает Максимов, что это старичок маленький, словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой"[71].Чем богаче семья, тем лохматее и косматее домовой. В обычное время домовой прячется от людей и показывается только перед каким-то важным событием.
Победа св. Стефана над Памом-Сотником.
Но распространение христианства не могло не тревожить местных жрецов. Доселе встречавшиеся св. Стефану волхвы не могли противостоять ему. Но выше по реке Выми жил главный жрец зырян, волхв по имени Пам. Как и многие колдуны зырянские он ф ...
Порнография - кризис семейных отношений
Сексуальность - очень важное качество, присущее человеку, она затрагивает самые далекие и сокровенные уголки его души. Поэтому утверждение, что сексуальность может быть объектом сладострастных развлечений - большая ошибка. Суть развлечени ...
Баптизм
Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы XIX века. Последователи этого учения проводят крещение только взрослых людей. «Никто не может ...