ВведениеСтраница 3
Весьма ценный материал собран известным этнографом С.В. Максимовым (1831-1901) в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»[14], в которой содержатся многочисленные рассказы, записанные в русских деревнях о домовом, лешем, кикиморе, водяном, русалке и других мифологических существ, вера в которых еще сохранялась у русских крестьян в конце прошлого века.
Следующий этап в изучении славянского язычества - время накануне первой мировой войны, когда вышли труды Е.В. Аничкова, Н.М. Гальковского[15], Л. Нидерле, Е.В. Аничкову принадлежат две большие работы: «Весенняя обрядовая поэзия на Западе и у славян» и «Язычество и Древняя Русь»[16]. В последней работе он тщательно исследует проповеди против язычества, показывает развитие двоеверия на Руси, анализирует упоминание о языческих богах в «Слове о полку Игореве». Н.М. Гальковский - автор ряда обзоров по дохристианским религиозным верованиям, наиболее значимой его работой является двухтомный труд «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси».
В XX в. успешно работал известный русский этнограф Д.К. Зеленин[17]. В 30-е годы выходят работы известного религиоведа Н.М. Никольского, его самая знаменитая работа «История русской церкви» остается интересной до сих пор. Несомненную ценность представляют работы С.А. Токарева[18] и В.И. Чичерова.
Значительную часть в новейших исследованиях по славянскому язычеству составляют труды академика Б.А. Рыбакова. Итогом многолетнего изучения языческой культуры Киевской Руси явились его капитальные монографии «Язычество древних славян»[19] и «Язычество Древней Руси»[20], в которых автор показывает высокий уровень развития язычества во всех проявлении культуры Руси христианской.
Большую ценность с точки зрения выделения в славянском фольклоре мифологических обрядов, относящихся к дохристианским воззрениям славян, представляют работы В.Я. Проппа и Э.В. Померанцевой.
Трудами, обобщающими достижения многих русских и зарубежных ученых в исследовании мифологии, являются двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь».
По языческой мифологии славян существует множество исследований ученых западнославянских и южнославянских стран, например: А. Брюхнера, К. Моминского, С. Урбанчика, Х. Ловмянского, А. Хенига.
Тема славянского язычества, славянской языческой мифологии продолжает интересовать современных ученых, исследовавших в различных областях знания: религиоведов, историков, литературоведов, лингвистов, этнографов. Все они, методами своих наук, стремятся воссоздать картину мифологии мира наших предков.
Строение человека
Далее мы рассмотрим проблемы состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии.
Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различны ...
Становление монастыря.
По окончании строительства преподобный Стефан отправился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и ...
Оправдание и церковь. Период патристики
В основном, у ранних Отцов Церкви, представления об оправдании были довольно неопределенные, несовершенные и не полные, иногда даже ошибочные и сами по себе противоречивы. Практически все доавгустинские Отцы учили, что в получении спасени ...