АнгелыСтраница 1
Христиане веруют в святую Троицу и Богородицу, иудеи – в Иегову, мусульмане – в Аллаха и пророка его Магомета. Ангелы же остаются пограничным для всех религий явлением. Они – окружение богов, они используют их волю. Вездесущие и незримые, ангелы принадлежат к духовным сущностям, способным общаться с человеком напрямую. Поэтому часто ангелов представляют антропоморфными. Будь то перуанский дух-сокол Коакити, который возник перед очами шамана Кампу в виде крылатого человека, или четыре «гром-птицы» североамериканских сиу, явленные миру в образе крылатых людей.
Вера в сверхъестественных посланцев богов архетипична для многих культур древнего мира. В них люди ощущали силы, которые связывают высшую и низшую сферы сознания, небо и землю. Ангелы действуют в нас или через нас: одних они защищают, другим приносят божественные загадки или наносят вред. Ангелоподобных созданий мириады.
Впрочем, и люди могут возноситься и принимать на себя ангельский чин. Так, христиане веруют, что избранные, как например библейский патриарх Енох, взбирались по Лестнице Иакова – Древу Жизни – и становились ангелами.
Само слово «ангел» переводится с древнегреческого как «вестник», «посланец». Это определение для лучезарного крылатого посредника между Богом и людьми получило наибольшее распространение у иудеев и христиан.
Небесные иерархии
Бесчисленный ангельский род люди издревле пытались упорядочить в соответствии со своим представлением о той роли, которую ангелы играют в Божественном провидении.
Иудеи располагали ангелов по иерархической лестнице в десять ступеней:
1) Кадошим – пресвятые
2) Осрамим – быстрые
3) Оралим – сильные
4) Шасмалим – пламенные
5) Серафим – искры
6) Малахим – посланцы
7) Элохим – божественные
8) Бенэлохим – дети Божии
9) Херувим – ангелы-быки
10) Ишим – одушевленные
Иерархию ангельских чинов на основе текстов Ветхого и Нового Заветов впервые выстроил Псевдо-Дионисий Ареопагит. Согласно ему, существуют девять ангельских чинов, которые в свою очередь собраны в триады.
Триада первая
(приближенные к Богу):
- серафимы
- херувимы
- престолы
Триада вторая
(божественная основа мироздания):
- силы
- господства
- власти
Триада третья
(непосредственная близость к человеку):
- начала
- архангелы
- ангелы
Серафимы, херувимы, силы, а также ангелы упоминаются еще в Ветхом Завете. Господства, начала, престолы, власти и архангелы – в Новом Завете.
Видеть воочию и именовать великих ангелов – в традициях не только иудаизма и христианства. Так, известно, что пророк Магомет получил Коран от Бога через архангела Гавриила, того самого, который сообщил деве Марии, что она родит Христа. Магомет рассказывает, как Гавриил сошел к нему в своем собственном обличье такой красоты и священной славы, такого величия, что все жилище было им озарено. Его белизна была ярче, чем у снега, лик сиял красотой, волосы ниспадали локонами, а над бровями сиял нимб.
Ветхозаветному пророку Иезекиилю в Вавилоне предстало видение – четверо животных, или ангелов, «и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла», и «подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны…а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» Они шли куда их вел дух, «каждое в ту сторону, которая пред лицом его». Четыре колеса, у которых ободья «высоки и страшны», шли за ангелами, «вокруг полны были глаз».
Реформа
Для другой стратегии характерно общее убеждение, что имеющиеся проблемы выходят за рамки воли отдельных личностей, а следовательно, должны решаться на более широкой основе, чем индивидуальное обращение и духовное возрождение. Надо менять ...
Эпоха Реставрации. Мифологическая школа.
Общая политическая и идейная реакция, начавшаяся в первые десятилетия XIX в., сказалась и в изучении религии. Подняли голос ее идейные и научные защитники - Шатобриан, Шлейер-махер, Бенжамен Констан и др.
Однако и в этот период изучение ...
Христианство до церковного раскола
Особую эпоху в истории христианства составляет период деятельности апостолов («посланников») — I—II в. н.э. Вера в скорое пришествие Иисуса и наступление Страшного Суда поставила учеников Христа на путь активной евангельской проповеди. В ...