Греческая церковьСтраница 1
Во дворе храма Святого Николая остался памятник о нахождении здесь в прошлом греческой церкви. В память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск и после похода русских армий на Балканы, в результате, которого Греция получила независимость, греческая община решила безвозмездно передать это священное место русской православной общине. Сами же греки (народ, в общем, небогатый, рыбаки да лодочники) остались без своего храма и даже без места под его строительство. Тогда городская дума подобрала им хороший участок земли недалеко от столь важной для греков бухты и от старого храма; среди состоятельных горожан организовали сбор денег на строительство. Средства на православный храм собирали караимы, иудеи, мусульмане, католики .
Церковь строили долго, завершили работу в 1918 году,
уже под руководством отца Елизария — известного ученого, знатока Византии. Отец Елизарий служил в храме до 1937 года, хотя утвердившаяся в 1920 году Советская власть ограничивала его в правах. Священнику запрещалось даже ходить по городу в рясе, а он упорно отвергал светскую одежду. И, конечно, оказался «врагом народа» и попал в лагерь, чтобы оттуда уже не вернуться.
После войны в храме разположили спортзал, закрасили фрески, но святые лики не исчезли, упрямо проступая через добротную краску. При каждой партийной проверке спортсменов заставляли снова и снова замазывать «крамольные» изображения .
Но, слава Богу, все это в прошлом. Возрождая храм, святых стали писать с отступлением от традиций: вместо изможденных ликов изображали жизнелюбивые человеческие лица с выражением надежды, окрылявшей, должно быть, современного нам евпаторийского богомаза. На территории СНГ в таком стиле выписаны всего четыре храма, и все фрески не завершены. Над ними начинали работать в переломные эпохи, когда казалось, что впереди хорошее новое время, и — не успевали. Гаснул порыв, сворачивались и уводили в сторону начатые в стране преобразования, возвращались тяготы жизни. Реформы Александра II, просвет между февралем и октябрем 1917 года и, наконец, последняя «перестройка» — все вызывало в художниках творческое озарение — некий малый ренессанс. Увековечено возрождение и на сводах этой церкви.
Звонницу храма Святого Ильи уничтожили в начале 60-х годов — это была последняя атака в наступлении государства на культовые сооружения. Накинули трос, потянули двумя танками. Но трос лопнул, и звонницу пришлось разбирать вручную. Местные знатоки рассказывают, что командир направил к этой церкви танки только под угрозой своего увольнения из армии. Потом он неожиданно заболел и скоропостижно скончался. Священник православного храма сам вызвался отпевать покойного, несмотря на его святотатство, — «ибо не по своей воле он это творил, да и раскаялся .».
Теперь колокольня восстановлена. Был проект установить в храме орган, что, безусловно, больше подошло бы этим стенам, чем спортивный зал. Но поменялась эпоха, и здание возвратили верующим.
В Евпатории во время празднования Крещения совершался обряд Иордани или «ловли креста». Зимой, при большом стечении народа, священник и пять греков-пловцов отплывали в лодке от пристани. Священник бросал в море крест, и пловцы ныряли за ним. Тот, кому удавалось выловить крест, считался образцовым христианином и получал подарки. После заплыва отважные греки гуляли в кофейне с чистой, как говорится, совестью, и чествовал их весь город. Рыбак Элефторий Филиди вылавливал крест в волнах студеного зимнего моря десять раз подряд.
Божья кара
Может ли человек обратиться в камень? Языческие легенды и библейские сказания показывают, что это вполне реально и не раз случалось в древности. А современная наука не исключает, что подобная трансформация возможна в действительности. Воп ...
Оправдание в свете Нового Завета
Все библейское учение основано на том, что Бог прощает и не отвергает верующих грешников. Приведем несколько примеров из Св. Писания:
"Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит ...
Апостол Павел и оправдание. Павел в историческом контексте. Павел иудей
Для того чтобы понять, как мыслил ап. Павел, нам необходимо проанализировать исторический контекст, под влиянием которого сформировались его взгляды. Как отмечает Лэдд, такая задача сложна, так как Павел принадлежал к трем мирам: иудейско ...