Специфика протестантизма, как одного из направлений христианстваСтраница 2
Особый колорит придает Реформации фигура Ж. Кальвина. Французский юрист и гуманист Ж. Кальвин стал воплощением Реформации н ее европейском варианте. Он переехал из Франции в Швейцарию, где и 1536 г. издал краткое систематическое изложение реформистской теологии — "Наставления в христианской вере". Основная идея этого труда состояла в том, что Бог изначально определил судьбу каждого человека в вечности, его спасение или гибель. В этой идее Ж. Кальвин хотел лишь подчеркнуть всемогущество Бога, но впоследствии в концепции тотального предопределения стали видеть фундаментальную особенность кальвинизма. Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, старается найти в этом мире признаки своей избранности. Именно поэтому, по мнению М. Вебера, кальвинисты в успешной хозяйственной деятельности видели доказательства своей избранности. Их подталкивало к работе стремление преодолеть тревогу, которая возникала из-за неуверенности в спасении души. Следовательно, должно было быть отброшено все, что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Религиозную этику кальвинизма М. Вебер называет мирским аскетизмом. Аскетизм был присущ и католицизму. Но глубокая пропасть разделяет католический и пуританский аскетизм: кальвинисты были монахами, оставаясь в миру. Они проникались ненавистью и презрением к ближним, не умевшим в процессе аскетического труда и самоконтроля обрести доказательства своей избранности. "Бог помогает тому, кто сам себе помогает" — этот девиз стал основным нравственным принципом их отношения к людям. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер доказывает, что дух аскетической религиозности породил экоономический рационализм, потому что эта религиозность вознаграждала самое главное — аскетически обусловленные, рациональные импульсы поведения [1]. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени — величайший грех. Работа становится уже самоцелью, превращается в религиозный апофеоз. Но на смену апофеозу труда пришел апофеоз наживы. Этика мирского аскетизма и бережливости переродилась в культ богатства и капитала.
Реформация имела несколько течений. С лютеранством и кальвнизмом мы уже вкратце ознакомились. Остановимся чуть подробнее на одном из них, представителем которого был Т. Мюнцер, занимающий более радикальные позиции. Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Т. Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. Таким образом, Т. Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Его идеалом явилось построение Царства Божия на Земле.
Таким образом, протестантизм с начала своего существования разделился на несколько самостоятельных вероисповеданий — лютеранство, кальвинизм и англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. И сегодня возникают секты, некоторые из них переходят в стадии деноминаций, приобретая характер церкви, например баптизм, методизм, адвентизм.
Ахмадие
Совершенно особое место занимает в исламе секта ахмадие, которую основные исламские направления не признают мусульманской (а в Пакистане последователям ахмадие даже запрещено называть себя мусульманами).
Секта возникла в конце 80-х годов ...
Мировоззрение Корана. Аллах – бог Корана
Уже начало первого из пяти "столпов" (аркан) веры в исламе – догмат о единстве (ат-таухид) бога, Аллаха – в известной мере выражено в 1-й суре "аль-Фатихе" - "открывающей" Коран, относимой к мекканским.
Во в ...
Священная книга мусульман
Коран - это речь Аллаха, а не сочинение какого-либо человека или ангела, запись божественного сообщения.
Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно общепринятой в исламе трад ...