Специфика протестантизма, как одного из направлений христианстваСтраница 2
Особый колорит придает Реформации фигура Ж. Кальвина. Французский юрист и гуманист Ж. Кальвин стал воплощением Реформации н ее европейском варианте. Он переехал из Франции в Швейцарию, где и 1536 г. издал краткое систематическое изложение реформистской теологии — "Наставления в христианской вере". Основная идея этого труда состояла в том, что Бог изначально определил судьбу каждого человека в вечности, его спасение или гибель. В этой идее Ж. Кальвин хотел лишь подчеркнуть всемогущество Бога, но впоследствии в концепции тотального предопределения стали видеть фундаментальную особенность кальвинизма. Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, старается найти в этом мире признаки своей избранности. Именно поэтому, по мнению М. Вебера, кальвинисты в успешной хозяйственной деятельности видели доказательства своей избранности. Их подталкивало к работе стремление преодолеть тревогу, которая возникала из-за неуверенности в спасении души. Следовательно, должно было быть отброшено все, что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Религиозную этику кальвинизма М. Вебер называет мирским аскетизмом. Аскетизм был присущ и католицизму. Но глубокая пропасть разделяет католический и пуританский аскетизм: кальвинисты были монахами, оставаясь в миру. Они проникались ненавистью и презрением к ближним, не умевшим в процессе аскетического труда и самоконтроля обрести доказательства своей избранности. "Бог помогает тому, кто сам себе помогает" — этот девиз стал основным нравственным принципом их отношения к людям. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер доказывает, что дух аскетической религиозности породил экоономический рационализм, потому что эта религиозность вознаграждала самое главное — аскетически обусловленные, рациональные импульсы поведения [1]. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени — величайший грех. Работа становится уже самоцелью, превращается в религиозный апофеоз. Но на смену апофеозу труда пришел апофеоз наживы. Этика мирского аскетизма и бережливости переродилась в культ богатства и капитала.
Реформация имела несколько течений. С лютеранством и кальвнизмом мы уже вкратце ознакомились. Остановимся чуть подробнее на одном из них, представителем которого был Т. Мюнцер, занимающий более радикальные позиции. Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Т. Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. Таким образом, Т. Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Его идеалом явилось построение Царства Божия на Земле.
Таким образом, протестантизм с начала своего существования разделился на несколько самостоятельных вероисповеданий — лютеранство, кальвинизм и англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. И сегодня возникают секты, некоторые из них переходят в стадии деноминаций, приобретая характер церкви, например баптизм, методизм, адвентизм.
Развитие христианской
мифологии
С победой в христианстве течения, которое призывало к примирению с действительностью, «второе пришествие» Христа было отодвинуто в неопределенное будущее. Надежды на скорое крушение «мира зла» пресекались. Идеи смирения нашли свое выражен ...
Средства ликвидации кризиса
О средствах, с помощью которых можно победить дьявола - низшую бессознательную природу человека, объявил один из самых великих пророков. Их можно увидеть на росписи главного купола храма Христа Спасителя в Москве - младенец, держащий табл ...
Ирландия и окружающий мир: их значение и соотношение в представлениях
древних ирландцев
Рассматриваемые нами в работе источники, как указывалось выше, относятся к так называемому уладскому циклу. Учитывая одновременно политические реалии описываемого периода (предполагается существование нескольких политических образований с ...