Православное вероучение и культСтраница 3
Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византийские императоры Лев Исавр (правил в 717-741 гг.) и Константин V Копроним (правил в 741-775 гг.), их усилия не привели к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы в 787 г. стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в г. Никее утвердил догмат иконопочитания. Крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены.
Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник - Торжество Православия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста.
Почитание мощей святых
Помимо икон почитанием в православной церкви пользуются мощи (останки тел) святых угодников. Согласно православному вероучению, существует мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых, до конца не разрушаемая смертью.
Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная традиция сохранилась в наличии антиминса - покрывала со вшитыми в него частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма.
Сами мощи обычно находятся в раке - металлическом ларце, помещаемом в храме.
Православные праздники.
Главным праздником всех христиан считается Пасха - Праздник Светлого Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после Пасхи его гроб был пуст.
Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 г. н.э. Основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника Воскресения Христова долгое время служила иудейская Пасха.
Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасха. После Первого Вселенского собора 325 г. было принято решение праздновать Пасху независимо от иудейского праздника - в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Они делятся на «преходящие» (исчисляемые по дате Пасхи) и «непреходящие» (выпадающие на строго определенную дату). К первым относятся праздник Вознесения Господня и День Святой Троицы.
Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели после Пасхи. Установлен в память вознесения Христа на небо после его явления апостолам, которое произошло на 40-й день после Воскресения Христова.
День Святой Троицы (Пятидесятница) установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов. Это произошло в г. Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Считается днем основания церкви Христовой. Празднуется в воскресенье через семь недель после Пасхи.
К числу «непреходящих» относятся основные праздники церковного года, который, по ветхозаветной традиции, начинается осенью.
Рождество Богородицы. Празднуется 21 сентября. Дата рождения Марии в семье благочестивых праведников Иоакима и Анны отмечается церковью как «начало спасения».
Воздвижение Креста Господня. Празднуется 27 сентября. Происхождение праздника связано с восстановлением христианских святынь Иерусалима по приказанию римского императора Константина I Великого. Согласно рассказу ряда церковных историков (Евсевия, Иоанна Златоуста, Руфина) г. Иерусалим посетила мать императора - императрица Елена. Она произвела раскопки на горе Голгофе, где был найден крест, на котором совершилось распятие Христа. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря. Установлен в память принесения, по иудейскому обычаю, маленькой Марии в Иерусалимский Храм для посвящения ее Богу. Такой обычай существовал лишь по отношению к мальчикам. Посвящение девочки явилось событием исключительным - свидетельством высшего избранничества Девы Марии.
Рождество Христово. Празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа не установлена. В Священном писании упоминается 30-й год правления римского императора Октавиана Августа; одновременно говорится о рождении Христа «во дни царя Ирода». Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на несколько лет раньше точки отсчета европейского летосчисления «от Рождества Христова», к 7-6 гг. до н.э., поскольку иудейский царь Ирод I Великий умер в 4 г. до н.э.
В качестве праздничной даты первоначально был избран праздник Богоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожидание Божественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова был отнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народами Средиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним.
Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним, обсуждается в полемической книге «Против Евномия». Евномий был арианином, и в богословии его чувствуется сильное влияние греческой философии, которое он не сумел долж ...
Духовная причина кризиса
Каждый из смертных, когда-либо получавший Откровение, считал своим долгом обязательно сообщить об этом людям - так сильно стремление открыть истину. Именно по этой причине на планете Земля появились Веды, Ветхий и Новый Заветы, Коран и др ...
Влияние ислама на демографию.
Коран специально адресуется к мужчинам и женщинам, и женщины, как и мужчины, ответственны перед Богом за свои деяния. Однако в законодательном отношении они понижены в правах. Мусульманину можно жениться на не мусульманке, но их дети долж ...