ЗаключениеСтраница 1
В предыдущих главах мы кратко охарактеризовали все более или менее значительные религии мира, их направления, течения, секты. Читатель узнал также, какой была в последние тысячелетия динамика религиозной ситуации в мире и как росла численность сторонников крупнейшей религии мира -христианства. Наконец, ему была показана конфессиональная картина, которая существует ныне в современном мире.
Естественно, что при исследовании религиозной ситуации возникает вопрос: а какой же будет конфессиональная картина в не столь отдаленном будущем, произойдут ли в ней какие-либо существенные изменения?
Надо сразу подчеркнуть, что делать любые прогнозы очень трудно. Так, многие футурологи в начале XX в. прогнозировали, что Россия по важнейшим экономическим и социальным показателям, в том числе по уровню жизни населения, сильно превзойдет к рубежу XX и XXI вв. все крупнейшие и самые богатые страны мира. Однако продолжавшийся много десятилетий трагический этап в истории нашей страны перечеркнул все эти прогнозы и привел к тому, что Россия не только не обошла ведущие страны мира, но и опустилась до уровня (особенно по таким показателям, характеризующим качество жизни, как средний доход на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность), который свойствен слаборазвитым, бедным странам мира.
Плохо предсказывались многие события даже на сравнительно короткий срок вперед. Например, ни один из крупных советологов не смог предсказать в середине 80-х годов, что через несколько лет СССР ждет крушение коммунистической системы.
Поскольку религиозная ситуация теснейшим образом связана с ситуаций политической, самой по себе трудно предсказуемой, то делать какие-либо прогнозы относительно динамики конфессиональной структуры весьма трудно. Так, изменение в соотношении между верующей и неверующей частями населения мира будут в сильной степени зависеть от того, произойдет ли либерализация политических систем в тех странах, где атеизм является государственной идеологией.
Поэтому к любым прогнозируемым изменениям религиозного состава населения нужно относиться очень осторожно, помня, что это всего лишь более или менее вероятные прикидки, сделанные на основе существующих ныне тенденций (которые затем могут и измениться).
Наиболее аргументированные расчеты будущей динамики численности последователей разных религий дает уже упоминавшийся нами известный специалист по конфессиональной статистике Дэвид Б. Барретт.
Так, он прогнозирует, что за 30-летний период с 1995 г. по 2025 г. численность христиан возрастет с 1928 млн. до 3051 млн. (то есть на 58 %), численность мусульман - с 1100 млн. до 1710 млн. (на 55 %), индуистов - с 781 млн. до 1089 млн. (на 40 %), буддистов - с 324 млн. до 453 млн. (на 40 %), сторонников “новых религий” - с 121 млн. до 217 млн. (на 78 %), сикхов - с 19 млн. до 28 (на 48 %), иудаистов - с 14 млн. до 15 млн. (на 7 %). Согласно этим прогнозам, несколько увеличится в абсолютных цифрах и число неверующих (вместе с обычно отдельно выделяемыми активными атеистами, к которым в этих подсчетах относят главным образом членов компартий) - с 1061 млн. до 1521 млн. (рост на 43 %) А вот последователей родоплеменных культов станет заметно меньше - 77 млн. вместо 112 млн. (уменьшение на 31 %).
Если учитывать, что предполагаемый рост всего населения мира за указанный 30-летний период, по оценке Статистического управления ООН, составит 48 %, то можно сделать вывод, что только три религиозные группы увеличат свою долю в общем населении мира - христиане (с 34 % до 36 %), мусульмане (с 19 % до 20 %) и адепты “новых религий” (с 2 % до 3 %). Все остальные основные религиозные группы, согласно прогнозу, несколько снизят свою долю в населении мира: индуисты - с 14 % до 12 %, буддисты - с 6 % до 5 %, сторонники родоплеменных верований - с 2 % до 1 % и т. д.
Истоки и особенности современных тоталитарных сект
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»*.
На ранних стадиях своего развития человек был ещё очень слаб. Он бал ...
Теория диспенсаций (периодов спасения)
Эта теория уделяет особое внимание прерывности и обращает меньше внимания на непрерывность, хотя и по совершенно другим причинам, чем школа “множественности теологии”. В то время как либеральные богословы рассматривают прерывность в библе ...
Штундизм
В немецких колониях Юга России первоначальной базой развития баптизма явился штундизм - религиозное движение крестьян, создававших кружки по изучению Библии.
В поселениях российских немцев на таких чтениях присутствовали и русские работн ...