Мифологическое сознание
Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня. Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как миф отсылало к более расплывчатому полю смыслов.
Выделение профессионального искусства из мифологии и фольклора в Древней Греции происходило постепенно – начиная от VIII века и вплоть до V века до н.э. Так Гомер уже не первобытная мифология, но Софокл – еще не вполне авторская литература.
Заслугой мифологической школы в фольклористике является разработка методологических принципов сравнительно-исторического метода, установление коллективной природы народного творчества, органической связи языка, мифологии и народной поэзии.
Двадцатое столетие характеризуется огромным интересом к мифу в связи с ростом его влияния на общественное сознание.
В этнографии распространено представление о мифологии как о языческой религии, народных верованиях.
Миф проходит в своем развитии нескольких этапов, характеризующихся различной степенью осознания и рационализации своего содержания субъектов мифотворчества.
В результате освоения мира формируется опыт. Итогом практического освоения становится практический опыт удовлетворения материальных потребностей. Участие вымысла не осознается и определяется в значительной степени опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в картину мира, но, с другой стороны, - менее свободно воображение, более просто и примитивно домысливание.
Но в рамках мифологии вызревают потребности более точного, адекватного познания и объяснения мира. Появление этнологических мифов – начало науки, появление счета, календаря.
Мифологическое сознание как процесс, оно сводится на первом этапе к сознанию имен или происхождению вещей.
В мифологическом сознании особенное значение имеют топографическое и хронографическое значения.
Представляет интерес догадка Марра об изначальной мифологической функции звуковой речи. Звуковой речью человек ночью отпугивал врагов, успокаивал себя через самовнушения, а позднее – через молитву к тотему и богу.
Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, осознаются в конкретной предметно – символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем.
Основным элементом мифологического сознания многие мифологи считают символ. В отличии от символа художественный образ как способ обобщения ценностных впечатлений имеет конкретную форму, насыщенную эмоционально – ценностным смыслом, чем отличается и от художественного образа, и от понятия.
Символ есть знак, выражающий в обобщенной форме абстракцию ценностной идеи.
Символизация – это установление ассоциативной связи между предметами или явлениями, осознание и переживание этой связи.
Специфические средства и формы освоения мира – это: пространство, время, число, имя, оценка, изображение, ритуал.
Важная особенность мифологического освоения мира – масштаб мифологического пространства. Эту особенность заметил П.А.Флоренский, назвав ее «обратной перспективой», имея в виду ее выражение в иконописи.
При изображении событий на первый план выносились наиболее значимые предметы и фигуры, изображавшиеся крупные менее значимые рисовались как более мелкие, независимо от расположения на изображении.
Понятие числа формировалось различными путями. В мифологии многих народов число «семь» считается магическим, священным.
Отношение ко времени у древнего человека было достаточно сложным, т.е. отсутствие исторического времени. Мифологическое время является субъективным, т.е. отражением времени в мифологическом сознании.
Мифологическое имя – это знак, который фиксирует эмоциональный и целостный образ явления, моделирующий освоение мир и идеально тождественный ему.
Поэтому процесс именования, присвоения имени приобретал особое, сакральное значение.
Имя и слово в мифологическом сознании – два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к понятийной. Слово выражает духовную жизнь народа, его ценностный потенциал.
Опыт мифологического освоения мира продолжает жить в нашем сознании и подсознании. На нем базируется способность к творческому перевоплощению.
Реформа
Для другой стратегии характерно общее убеждение, что имеющиеся проблемы выходят за рамки воли отдельных личностей, а следовательно, должны решаться на более широкой основе, чем индивидуальное обращение и духовное возрождение. Надо менять ...
Высшие боги в языческом пантеоне славян. Женские
божества. Мокошь.
Женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Имя ее входит почти во все поучения против язычества XI-XIV вв. За пре ...
Религиозные течения
Большинство верующих в США — христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.
«Религии Ново ...