ИудаизмСтраница 2
Особое место среди течений иудаизма занимает хасидизм, возникший в первой половине XVIII в. Основатель хасидизма Израиль Бешт2 говорил, что главное не в скрупулезном изучении Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве, и требовал отказаться от мелочной регламентации жизни верующего. Вместе с тем для хасидизма стал весьма свойствен крайний мистицизм, его возглавили цаддики, претендовавшие на посредничество между Богом и людьми.
Хасидизм отличается большой консервативностью. В частности, он требует от своих сторонников одеваться в лапсердаки3 и носить пейсы4.
На первых порах между хасидами и раввинистами развернулась борьба, но позже антагонизм был преодолен.
Хасиды делятся на большое число “дворов”, обычно называемых по местожительству основателей. Наиболее известны из них Любавичский, Бобовский, Гурский, Белзский, Вижницкий, Сатмарский, Цанз-Клойзенбургский.
Общая численность иудаистов во всем мире составляла в 1995 г. более 14 млн. человек. По частям света эта численность распределялась следующим образом: Америка - 7 млн., Азия - 4,3 млн., Европа (включая всю Россию с ее азиатской частью) - 2,5 млн., Африка - менее 0,2 млн., Австралия с Океанией -около 0,1 млн. Основная масса иудаистов сосредоточена в США (5,6 млн.) и Израиле (4,1 млн.). Крупные группы последователей иудаизма имеются также во Франции (свыше 500 тыс.), России (более 400 тыс.), на Украине (свыше 300 тыс.), в Канаде (более 300 тыс.), Великобритании и Северной Ирландии (300 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), Южно-Африканской Республике (более 100 тыс.), Бразилии (100 тыс.). Живут иудаисты и во многих других странах.
По этноязыковой принадлежности 84 % иудаистов являются ашкеназами, 4 % - сефардами, 10 % - представителями разных восточных групп (арабоязыч-ные, персоязычные и др.).
Тремя иудаистскими сектами являются караимы, самаритяне и дёнме.
Наиболее известна из них секта караимов. Она сложилась в VIII в. по Р. Хр. среди евреев, живших в те годы в Двуречье и Персии. Основатель секты -Анан бен Давид - отверг Талмуд и раввинистические писания.
В числе важнейших положений караимизма, помимо веры в единого Бога-творца, также уважение Торы, обязательство знать иврит, ожидание прихода мессии, признание божественного предопределения.
Караимы соблюдают иудаистские предписания относительно ритуального заклания животных и отказа от употребления в пищу животных, запрещенных Торой, однако, в противоположность большинству иудаистов считают возможным смешивать в пище мясо и молоко, если они от разных животных (например, коровье молоко и баранину).
В караимских молитвенных домах - кенасах, в отличие от синагоги, мужчины и женщины молятся вместе. В этих домах нет скамей, и верующие, входя в них, снимают обувь. Раньше караимам запрещалось зажигать свечи и огонь перед субботой, но теперь этот запрет снят.
Браки между несектантскими иудаистами и караимами редки.
Несмотря на свою малочисленность (25 тыс. человек), караимы подразделяются на несколько отдельных групп: греко-турецкие караимы из Стамбула; арабские караимы, родиной которых являются прежде всего Египет, а также Сирия, Ливан, Ливия и другие арабские страны; тюркские караимы из Крыма, с Украины, из Литвы. Иногда к караимам причисляют и эфиопских иудаистов - фалаша - на основании того, что последние также отвергают Талмуд и раввинистические писания.
Подавляющее большинство караимов (20 тыс. человек) сосредоточено сейчас в Израиле. В России живут около 700 караимов (в том числе в Москве -около 300), на Украине с Крымом - 1,4 тыс., в Литве - около 300 человек (живущие в России и других странах, входивших в состав СССР, караимы не отождествляют себя с евреями и считают самостоятельным народом). В Польше живет 1 - 3 тыс. караимов, в США, главным образом в Калифорнии, - 1,5 тыс. 100 караимских семей до сих пор остались в Стамбуле, и совсем небольшие группы имеются в Египте (в городе Каире) и Франции.
Секта самаритян имеет еще более древнее происхождение, чем караимы. Это группа древних евреев, которой во время первого изгнания еврейского народа из Палестины удалось остаться, а родине и которая затем, в конце VI в. до Р. Хр. при возвращении евреев из первой диаспоры не была принята в восстановленную религиозную общину, так как иудейское духовное руководство опасалось, что она смешалась с соседями. Отвергнутым пришлось создать отдельную общину.
Друг и помощник
Бог поместил Адама в сад и дал ему поручение. Но человек не смог справиться с ним в одиночку. Ему потребовалась помощь, и женщина была создана, чтобы оказать ее.
Утверждение Господа, что не хорошо быть человеку одному, ясно указывает на ...
Божественные цели Имен Бога
Открывая Своё Божественное Имя человеку, Бог ожидает от него принятия этого Имени. И если это происходит, Он становится личным Богом человека. Надо помнить, что под именем имеется в виду не абстрактная идея или определение, а слово Бога, ...
Эпигенетическая модель
Эпигенетическая теория рассматривает Божественное откровение по аналогии с ростом дерева, начиная от семени до саженца молодого деревца и заканчивая зрелым, выросшим деревом. Эта концепция может быть противопоставлена взгляду, по которому ...