СуннизмСтраница 1
Самой влиятельной ветвью ислама является, бесспорно, суннизм. Некоторые религиеведы называют его ортодоксальным исламом, что вызывает, однако, возражения со стороны приверженцев другого направления -шиизма.
Самоназвание суннитов - “ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа”, что на арабском языке означает “люди Сунны и согласия общины” репрессировав до этого священнослужителей всех существовавших в стране деноминаций и значительную часть активных верующих, численность всех конфессиональных групп сильно сократилась. И хотя после падения тоталитарного режима идет процесс возрождения в стране традиционных конфессий последствия варварских гонений на религию все еще дают о себе знать.
Сунниты, в отличие от шиитов, признают мусульманское священное предание Сунну в полном объеме - в составе шести сводов хадисов.
Еще одной существенной отличительной чертой суннитов является признание ими законности правления четырех первых халифов: Абу Бакра (Абу Бекра), Омара (Умара), Османа (Усмана) и Али.
Сунниты считают, что духовное и политическое руководство мусульманами должно осуществляться халифами, которых избирает община, руковод-ствуясь их компетентностью и личными качествами.
В противоположность шиитам, сунниты не признают возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда.
Сунниты отличаются от шиитов также по отдельным деталям культа и по своему подходу к решению правовых вопросов.
Кстати, этот подход различается и внутри самого суннизма, в котором в IX - X вв. выделились четыре мазхаба (богословско-правовые школы), причем все они считаются одинаково правоверными: ханафитский (ханифитский), шафиитский, маликитский и ханбалитский. Различия между этими школами состоят в выборе источников и приемов при решении различных возникающих в реальной жизни правовых вопросов. Основными источниками все мазхабы признают, конечно, Коран и Сунну, но их соотношение различными мазхабами понимается несколько по-разному. Когда же в Коране и Сунне нет прямых указаний, как решить возникший конкретный вопрос, то используются такие косвенные пути, как суждение по аналогии (“кияс”), согласованное мнение законоведов (“иджма”), независимое индивидуальное суждение законоведа (“рай”) с его вариантами - предпочтительное решение (“истихсан”) и независимое суждение ради пользы (“истислах”). Различные мазхабы применяют эти приемы в неодинаковой степени и в разном наборе.
Наиболее либеральным считается ханафитский мазхаб, возникший в VIII в. в городе Куфа (Ирак) и названный по имени своего основателя -богослова и законоведа Абу Ханифы. При решении всех юридических вопросов мазхаб безоговорочно принимает в качестве источников Коран и отобранные хадисы Сунны, однако допускает их относительно свободное толкование. С некоторыми ограничениями применяется иджма, широко используются кияс и весьма специфичный для этого мазхаба истихсан. В отличие от других мазхабов ханафитскимй мазхаб разрешает своим сторонникам брать в жены, помимо мусульманок, также представительниц других единобожных религий (прежде всего христианок и иудеек).
Шафиитский мазхаб был основан на рубеже VIII и IX вв. имамом Мухаммедом аш-Шафии и представляет собой своего рода компромисс между ханафитским и более консервативным маликитским мазхабами (в целом шафиитский мазхаб все же ближе к маликитскому мазхабу). Коран и Сунна берутся шафиитами как единый источник, причем Сунна рассматривается лишь как дополнение к Корану. Так же, как и ханафиты, шафииты допускают сравнительно либеральное толкование Корана. Иджма используется довольно широко, но только в версии мединских муджтахидов (авторитетных законоведов). Применение кияса ограничено, истихсан полностью отвергается. Вместе с тем из маликитского мазхаба заимствован прием истислаха. Браки с немусульманками в этом мазхабе, несмотря на его относительную либеральность, не допускаются.
Маликитский мазхаб был основан в VIII в. в Медине законоведом Маликом ибн Анасом. Мазхаб этот довольно консервативен. Главными источниками права считаются Коран и Сунна, причем последняя рассматривается как продолжение Корана. Используется кияс, но в гораздо более ограниченных пределах, чем в ханафитском мазхабе. Иджма применяется также с существенными ограничениями. Весьма характерно использование такого приема, как истислах, являющегося изобретением этого мазхаба.
Наибольшей консервативностью отличается ханбалитский мазхаб, основанный в IX в. Ахмедом (Ахмадом) ибн Ханбалом, но окончательно сложившийся лишь в XI в. Основными источниками права служат Коран и Сунна, причем последняя считается комментарием к Корану и ее авторитет почти приравнивается авторитету Корана. Ханбалиты всегда отрицали любые новации, не предусмотренные Кораном и Сунной. Применение кияса и иджмы при решении правовых вопросов было со временем допущено, но оба эти приема используются в очень ограниченных пределах, в частности в иджме признается лишь согласованное мнение первого поколения сподвижников Мухаммеда. Среди суннитов других мазхабов ханбалиты выделяются своим фанатизмом и нетерпимостью.
Роль
монастырей в культурной жизни Руси
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенног ...
Вайшешика
Древнейший основной текст школы – Вайшеншика–сутры ("вишеша" – особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III – II вв. до н. э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма–санграха. (Компедиум атрибутов ...
Основные направления нетрадиционных религий
Нетрадиционные религии довольно разнообразные, количество их названий превышает тысячу. Между тем разнообразия нетрадиционных культов условно можно выделить пять основных групп:
1. Неоориенталистичиские (то есть восточные) культы – модер ...