Неримские католикиСтраница 1
Неримскими католиками обычно собирательно называют церковные группы, которые в XVII - XX вв. либо отделились от Римско-католической церкви, приобретя при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, откололись от англиканства и некоторых других течений протестантизма, приблизившись к католицизму.
Некоторые группы неримских католиков, которые вышли из Римско-католической церкви, стали проводить богослужения на национальных языках, допустили мирян к управлению церковью, разрешили священникам вступать в брак, начали рукополагать женщин в священники и т. д. Что же касается неримских католиков, имеющих протестантское происхождение, то они в первую очередь постарались восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства, ввели в свое вероучение ряд католических догматов, а также несколько приблизили к католической свою культовую практику.
Общая численность всех неримских католиков составляет около 15 млн. человек.
Разные группы неримских католиков порой довольно сильно отличаются друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики и либеральные католики.
Группа старокатоликов образовалась в 1870 г. из приверженцев Римско-католической церкви, недовольных принятием на I Ватиканском вселенском соборе нового догмата об универсальном и вселенском приматстве римского папы и его непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Позже к старокатоликам присоединились порвавшая с Римом еще в 1724 г. так называемая Утрехтская церковь в Нидерландах, основанная в США в 1897 г. Польская национальная католическая церковь, а также старокатолическая группа, возникшая в 1924 г. среди хорватов.
Наряду с догматом о непогрешимости пап старокатолики отвергли принятый Римом в 1854 г. догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью. Старокатолики не признают и ряд других нововведений Римско-католической церкви, принимая вероучение ранней церкви таким, каким оно было сформулировано на семи первых вселенских соборах.
Во время богослужения у старокатоликов используются только национальные языки. Старокатолическое духовенство (в том числе высшее) не обязано соблюдать целибат. Священники у них избираются общиной и лишь потом рукополагаются. Епископов же до их рукоположения выбирают синоды. Миряне принимают активное участие в церковной жизни и в равной мере с духовенством представлены в синодах, церковных советах и судах. Все национальные старокатолические церкви независимы.
Общая численность старокатоликов составляет более 400 тыс. человек. Наиболее значительные их группы имеются в США, Польше, Германии, Австрии, Швейцарии.
Реформированными католиками иногда называют членов церковных организаций, которые сравнительно недавно отделились от Римско-католической церкви из-за ее консерватизма, а в ряде случаев и из-за неприятия Римом ведшейся в некоторых католических странах национально-освободительной борьбы. Эти организации провели определенные догматические преобразования в протестантском духе. Многими из них, особенно на первых порах существования, отвергалась апостольская преемственность епископата. Обрядность у реформированных католиков существенно упрощена. Каждая их церковная организация полностью независима.
Христология Василия Великого
Единство Божества утверждается прежде всего на Единстве Божественного Существа в Трех Лицах Святой Троицы. «Хотя два по числу (Отец и Сын), но нераздельны по Естеству… Один Бог, Он же и Отец, один Бог и Сын. И не два Бога, потому что Сын ...
Новая модель государственно-конфессиональных
отношений
Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются с политической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни. Поэтому современные страны мира, стремящиеся к построению гражданского общества, регулируют и контролируют религио ...
Солярный культ
О распространении солярного культа в период бронзы свидетельствуют и другие находки. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т. п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми ...