Духовные христиане и другие секты, вышедшие из Русской православной церквиСтраница 1
В XVII - XVIII вв. от Русской православной церкви отделились различные секты, получившие позже собирательное название “духовные христиане”. Они объявили учение православной церкви авторитарным и выступили за одухотворение омертвевшей, как они считали, православной веры. По представлению духовных христиан, Святой Дух может воплотиться в людей. Они отказались от всех таинств, полагая, что с пришествием Иисуса Христа всякая тайна стала открытой. Духовные христиане отвергли также деление верующих на духовенство и мирян, считая, что человек должен самостоятельно общаться с Богом.
Основными группами духовных христиан являются хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.
Секта хлыстов возникла в середине XVII в. Основателем секты обычно считают уроженца Костромы Данилу Филиппова. Библию хлысты понимают по-своему - “духовно”. Для них особенно характерна вера в возможность прямого общения людей со Святым Духом. Духовные христиане также считают, что в наиболее праведных людей могут воплотиться Христос или Богородица. Общение со Святым Духом и вселение в людей Христа и Богородицы происходит, по мнению хлыстов, во время экстатических радений, включающих в себя, помимо чтения Священного Писания, песнопения, пляски, бегание, прыжки и некоторые другие действия и доводящих их участников до исступленного состояния
Численность хлыстов в настоящее время весьма невелика. Живут они в основном в Тамбовской, Ростовской, Самарской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Имеются они также в Сибири и на Украине. Подавляющее большинство их - русские.
Другая секта духовных христиан - скопцы - образовалась в 1765 г. в Орловской губернии, отделившись от наиболее фанатичной группы хлыстов. Основателями секты были А. Иванов и К. Селиванов. Скопцы считают, что для спасения необходимо физическое подавление плоти. Для этого членов своей секты они кастрируют. Молитвенные собрания скопцов проходят в форме радений, похожих на хлыстовские.
В настоящее время секта скопцов имеет небольшое число сторонников, хотя в прошлом она вела активную прозелитическую работу. Подавляющее большинство скопцов сейчас живет на Украине, в устье Дуная.
Точное время возникновения еще одной группы духовных христиан -духоборцев, или духоборов, - неизвестно. Окончательно же она сформировалась во второй половине XVIII в.
Духоборцы отвергли Ветхий и Новый Заветы. Письменно изложенного учения они не имеют, у них существует лишь устное предание, называемое “Животной книгой”. Духоборцы считают, что Бог не разделен с человеком и Святой Дух живет во всех верующих. Они отрицают существование загробной жизни, но верят в переселение душ. У духоборцев все верующие считают себя священниками.
Общая численность духоборцев составляет около 100 тыс. человек. Расселены они в России (в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской и Тульской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке), Азербайджане, Грузии, на Украине, в республиках Средней Азии, Канаде, США и некоторых других странах. В последнее десятилетие многие духоборцы переселились из Закавказья в центральные районы России. По этнической принадлежности подавляющее большинство духоборцев русские.
Во второй половине XVIII в. от духоборцев откололась секта молокан, основанная бродячим портным Семеном Уклеиным в Тамбовской губернии. В отличие от духоборцев молокане признают Библию, хотя толкуют ее аллегорически. Они верят в загробную жизнь и посмертное воздаяние, а также в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Так же как у духоборцев, у них нет духовенства. Молоканам не разрешается посещать театр, кино, танцевать. Старики не смотрят телевизор, не слушают радио, не читают газет и журналов, не фотографируются.
Всего насчитывается приблизительно 300 тыс. молокан. Живут они в России (в основном в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе), в Азербайджане, Армении, Грузии, на Украине, в Молдавии, США, Канаде, Боливии, Аргентине и Австралии. По этнической принадлежности они преимущественно русские.
Вероучение раннего Ислама
Во многом сказанное выше предвосхищает характеристику основных положений догматики первоначального ислама. Все же представляется целесообразным дать обобщенное описание того, как выглядела эта догматика в системе верований, основанных на ...
Время написания откровения
Существует два источника для установления время его написания. С одной стороны - церковные предания. Они указывают на то, что в эпоху римского императора Домициана Иоанн был сослан на остров Патмос, где ему и было видение; после смерти им ...
Аргументы в пользу нескольких авторов
В пользу разделения пророчества Исаии по нескольким авторам выдвигаются четыре основных аргумента:
Ø историческая перспектива,
Ø упоминание Кира,
Ø стиль,
Ø богословские взгляды.
Достаточно полновесные арг ...