Особенности структуры КоранаСтраница 2
Значительную часть содержания Корана составляют религиозно-правовые предписания, формирующие образ жизни мусульманина, его поведение в быту, ритуальную практику. Главный, высший персонаж Корана – Аллах, единственный бог, вечный и всемогущий. Коран отвергает концепцию троицы (4:116, 169), принятую в христианстве. Именно Аллах представлен как творец вселенной, состоящей из нижнего (земного) и верхнего (небесного) миров. Он создал первых людей Адама и его жену Хавву (Еву).
Уже в период правления Омейадов и Аббасидов возникла проблема толкования некоторых сур Корана, так как более поздние суры противоречили более ранним. Для того, чтобы оправдать эту замену, факихи разработали систему насха («отмена» – араб.). По вопросу о том, какие места Корана следует считать «отменяющими» (насих), а какие «отмененными» (мансух), возникло много исследований. Этот же принцип был использован при изучении хадисов.
Очевидно, что текст Корана подвергся изменениям при делении входящих в него материалов на главы (суры) и стихи (аяты), и особенно тогда, когда в текст были введены диакритические знаки, благодаря которым можно было различать некоторые буквы, имеющие одинаковую графику. Это изменение текста произошло не ранее 702 в городе Васите (702 – год основания города). В первоначальном списке уже имелись некоторые диакритические значки, но не было над- и подстрочных знаков (хамза, мадда, ташдид, сукун). До этого времени существенные разночтения могли возникать также из-за того, что в древнем арабском письме не указывалось удвоение букв, не ставились краткие гласные, отчего не было ясно, в каком времени – прошедшем или настоящем, употреблен тот или иной глагол. Более поздними являются и названия сур в Коране: об этом свидетельствует использование в них не содержания, а ключевых слов, входящих в ту или иную суру.
Ранние суры, текст которых представляет собой рифмованную прозу, свидетельствуют о том, что Мухаммад следовал традиции доисламских аравийских прорицателей и сказителей. Большая их часть чрезвычайно эмоциональны и отражают страх и благоговение пророка перед Аллахом, избравшим Мухаммада для выполнения особой миссии – обратить арабские племена в истинную веру. Текст изобилует образами, вероятно возникшими в сознании самого Мухаммада, метафорами, характерными для традиционных аравийских сказаний. Более поздние суры, относящиеся к мединскому периоду, более обстоятельны и аргументированы. Некоторые из них приобретают характер наставления. Они менее эмоциональны и даже суховаты.
По нашему мнению, каждая история в Коране состоит не из разрозненных, неупорядоченных версий рассказа, а образуют тематически и композиционно структурированное целое, которое, вместе с упорядоченностью рядов пророческих историй, выступает в качестве важного элемента поэтики коранического текста. Эту упорядоченность материала о пророках в Коране, как в содержательном (вероучительном), так и в структурном (композиционном) плане, мы называем словом «учение». Подобный подход позволяет увидеть многие аспекты пророческих историй, которые остаются незаметными при анализе каждой истории отдельно от других, как чаще всего бывает в известных нам работах.
В структурном отношении пророческие ряды, которые обретают «классический» вид лишь в позднемекканский период, различаются как по форме, так и по составу.
Эпизод «Изгнание Иблиса из рая, его просьба об отсрочке и обещание вредить людям» композиционно занимает разное место в структуре повествования. В четырех сурах он предшествует поселению Адама и Евы в раю и всем последующим событиям – 15:34-40; 7:13-17; 38:77-83; 17:62. В трех изгнание Иблиса совмещено с изгнанием человека из рая и занимает место после всех событий, происшедших в раю – 7:24, 2:26, 20:123. Композиция эпизода в сурах 15, 7, 38 четко следует схеме: изгнание – просьба об отсрочке – обещание погубить людей. Версию суры 17 можно считать сокращенным вариантом этой схемы: до просьбы об отсрочке отсутствует указание на изгнание Иблиса, а обещание погубить людей совмещено с просьбой об отсрочке.
Отношение христианина к миру
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1 Иоан.2:15-16.
Для начала раскроем понятие христианин. На ...
Различия среди реформаторов по поводу оправдания
Вадиан и Цвингли не защищали доктрину оправдания трудами, т. е. что спасения можно добиться нравственными человеческими достижениями. Однако эти реформаторы предпочитали делать ударение на нравственных последствиях Писания, что приводило ...
Аттис
Другим богом, миф о смерти и воскресении которого оставил глубокий след в культе и обрядности народов Западной Азии, является Аттис. Он был для фригийцев тем же, чем Адонис был для сирийцев. Подобно Адонису, онбыл богом растительности. Во ...