Введение
За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларуси заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезную эволюцию его религиозные характеристики.
Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентов белорусов. К 1998 году численность неверующих сократилась до 25,4 процента, а к 2000 году - до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременно существенно увеличилась когорта тех, кто зачисляет себя в разряд верующих людей.
Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. К середине 2000 года их стало почти 60 процентов от числа опрошенных. Для сравнения, верующими себя считают 35,3 процента мужчин.
Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозные потребности граждан, к обществу, в котором религия признается нормальным аспектом духовной жизни, вызвал к жизни новые религиозные организации и объединения, культовые сооружения, а также кадры духовенства. Только на протяжении последних девяти лет почти на 40 процентов увеличилось количество религиозных объединений.
Религиозная картина Республики Беларусь в настоящее время отличается пестротой и разнообразием. На ее территории действуют с зарегистрированными уставами 2780 религиозных общин, центров и управлений, миссий, братств, духовных образовательных учреждений 26 вероисповеданий, направлений и толков. Функционируют учреждения и епархии белорусской православной и римско-католической церкви, духовное управление мусульман, старообрядческий религиозный центр, белорусские объединения церкви евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской и т. д.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят о том, что считают себя верующими около 50 процентов взрослого населения республики. Среди верующих — более 80 процентов православных, 10 — католиков, почти 2 процента протестантов, 0,2 — мусульман, 0,2 — иудеев; еще около 1 процента исповедуют другие религии. В структуре конфессий основную долю занимают православные (44 процента), католические (15,6) и протестантские (35,7) общины; 4,6 процента — остальные вероисповедания и религиозные течения.
Вопрос будущего нашей страны, ее исторической судьбы, как европейского государства, во многом зависит от того каким образом белорусское общество будет понимать место религии и церкви в нравственном и культурном самоопределении, на какие религиозные традиции и ценности станет ориентировать своих граждан, к какому вероисповедному берегу направит национальное самосознание белорусов.
Цель нашей работы – наиболее полно изложить картину религиозных изменений в Беларуси в постсоветский период. Для достижения указанной цели необходимо решить несколько задач: рассмотреть религиозную ситуацию на территории Беларуси в период распада СССР и до настоящего времени; изучить государственно-правовое регулирование религиозных процессов; выявить территориальные различия в вопросе вероисповедания, определить место религии в ближайшем будущем нашего общества.
Екатерина II. Первые иезуиты.
Первые попытки проникновения иезуитов в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-1583 гг. Иезуиты обосновались в Полоцке ещё в 1582 г., вскоре после захвата города польским королем Стефаном Баторием. Он хотел сделать его пл ...
Мифология и религиозные культы
Символическим выражением внутренней цивилизации Эллады стала мифология. Она безраздельно господствовала в духовной культуре всего архаического периода. В мифах родственные и властные отношенияния между людьми проецировались на природу. Ми ...
Индуизм
Основой всех религиозных верований Индии – брахманизма, джайнизма и, наконец, индуизма – стала ведическая религиозная система. Ее возникновение относят к X – VII вв. до н. э. Веды – это собрание гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов. В ...