Методы контроля в государствах и тоталитарных
сектахСтраница 2
В тоталитарных сектах идеология выдается за "истину" и "единственную карту" реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей информации, но и руководством по осмыслению и обработке отфильтрованной информации. Обычно доктрина носит абсолютистский характер и разделяет мир на "черное - белое", "добро - зло", "мы - они". Группа и ее лидер - это воплощение добра, весь остальной мир - воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их доктрина научно доказана. Она якобы отвечает на все вопросы, способна разрешить все проблемы и указать выход из любой ситуации. Члену секты не нужно ни о чем думать, за него "думает" доктрина. Ему не нужно ни о чем заботиться, потому что обо всем "позаботится" доктрина.
Как правило, каждая деструктивная секта вырабатывает собственный "загрузочный язык" с особыми словами и выражениями. Поскольку язык предоставляет нам символы, которыми мы оперируем в процессе мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Во многих группах все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Каждый такой термин, или ярлык, служит вербальным выражением "загрузочного языка" и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления. Еще Л. Витгенштейн писал, что язык представляет собой не только инструмент для отражения реальности, но и составляет фундамент для мышления на уровне символического выражения.
Язык и мыслительные штампы неразрывно связаны и взаимно переплетены. Поведение людей основано на определенной системе представлений о мире и определяется правилами языка. На основании этих правил оценивается достоверность суждений о фактах реальности. Культура и язык определяют, какие значения будут приписаны фактам (доброе-злое, истинное-ложное, реальное-илюзорное, хорошее-плохое), хотя сами по себе факты никак не окрашены. Правила, на основе которых интерпретируются факты, выдуманы людьми. Факты носят объективный характер, а правила обусловлены культурой и языком. Факты могут оставаться прежними, а правила могут изменяться. Это позволяет моделировать совершенно иную реальность, в которой люди начинают жить иначе.
Сектантские клише, или "загрузочный язык", возводят невидимую стену между последователями и "чужими". Употребление вербальных штампов приводит к тому, что члены группы начинают чувствовать свою "особенность" и отделяют себя от окружающего мира. Язык дает возможность привести в смятение новичков, которые хотят понять, о чем говорят члены секты. Они считают, что должны упорно овладевать знаниями, чтобы научиться думать и "понимать" истину. В действительности, усваивая "загрузочный язык", они обучаются тому, как не думать, и узнают, что понимание подразумевает веру и ничего больше.
Важный элемент контроля мыслей строится на обучении членов группы экранировать, или блокировать, любую информацию, в которой содержатся критические замечания о группе. Обычные защитные механизмы человека деформируются до такой степени, что они начинают защищать его новую сектантскую личность от реальной. Первая линия обороны включает в себя отрицание ("Ты говоришь о том, чего нет"), обоснование ("Есть серьезная причина, по которой это происходит"), подтверждение ("Это происходит, потому что так надо"), и принятие желаемого за действительное ("Я так хотел, чтобы это было правдой, что, может быть, так оно и есть").
Макс Эрнст
М. Эрнст - немецкий, французский и американский живописец, и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Родился 2 апреля 1891, в Брюле, Германии. С 1909 он изучал философию в университете Бо ...
Ахмадие
Совершенно особое место занимает в исламе секта ахмадие, которую основные исламские направления не признают мусульманской (а в Пакистане последователям ахмадие даже запрещено называть себя мусульманами).
Секта возникла в конце 80-х годов ...
Жреческие школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...