Ветхозаветная религия как порождение христианства
Далее, выражение "христианство выросло из ветхозаветной религии" не совсем точно. Точнее сказать, что у них много общего. Общность эта состоит в том, что у них один общий источник. Этот источник - Сам Бог. Религия Ветхого Завета получена путем божественного Откровения, данного Моисею и другим пророкам еврейского народа. Христианство - религия Откровения Самого Бога воплотившегося.
Так каково же соотношение между христианством и ветхозаветной религией?
В глаза бросается явное несовершенство богооткровенной религии Ветхого Завета.
Во-первых, несовершенным было самое основание духовной жизни. В ветхозаветной религии вся духовная жизнь утверждалась на "рабско-наемнической" психологии человека, на понимании заповедей Божиих как данных человеку извне, как юридического закона.
Обращает на себя внимание и даже поражает глубоко земной характер всех этих обещаний, наград и угроз, отсутствие каких-либо духовных целей, какого-либо учения о Царстве Божием. Здесь нет никакой мысли о вечной жизни, о духовных благах, о спасении. Высшее обещание, которое дается за верность Богу в Пятикнижии это: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исход 20, 12).
Вот это слабое, почти незаметное звучание в ветхозаветной религии идеи неземного спасения, высшего духовного идеала наиболее ярко говорит о ее духовном уровне.
Во-вторых, чрезвычайно существенны отличия ветхозаветной религии от христианства и в нравственном плане. Об уровне ветхозаветной морали свидетельствуют такие, например, предписания закона:
.введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться. [3]
Обилие внешних, обрядовых предписаний, которыми должен руководствоваться иудей в Ветхом законе, подавляет человека. Это обстоятельство в конечном счете привело к фетишизации обрядового закона, "субботы". Христос осудил это, сказав ревностным блюстителям закона: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27).
В послании апостола Павла к Евреям по существу дается оценка ветхозаветной религии :
Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления (Евр. 9, 8-10).
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей . никогда не может сделать совершенными приходящих (Евр. 10, 1).
Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет . Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8, 7-8,13).[5]
Что такое христианство?
Христианство - одна из мировых религий, существующая уже более двух тысяч лет и являющаяся самой распространенной среди множества народов земли. В мире в настоящее время насчитывается около одного миллиарда и восьмисот миллионов человек, ...
Официальное отношение к вампиризму
Здесь будет сказано о том, как, согласно Кальмету, случаи вампиризма были зафиксированы властями представителей властей земель, на которых происходили эти случаи. Также в трактате говорится об официальных комиссиях и расследованиях – это ...
Шаманство кетов
В кетское шаманство вошли и переплелись различные верования и обряды, не связанные с ним своим происхождением и существовавшие наряду с ним в самостоятельной форме. Это положение прежде всего относится к промысловым верованиям: к шаману о ...