Божественность Святого ДухаСтраница 1
Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать, что Божественность Отца просто подразумевается Писанием, Божественность Сына в нем утверждается и доказывается, а Божественность Святого Духа надо выводить из различных косвенных указаний Писания. Есть, однако, определенные основания, из которых мы можем сделать вывод о Божественности Святого Духа в той же мере, что Отца и Сына.
Проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом Завете, не раскрывается в еврейской Библии [1].
Джордж Элдон Лэд утверждает, что Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр. Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не обозначает отдельной сущности; это – сила Бога, активная Божья воля, направленная на достижение моральных и религиозных идей. Божий Руах – это активный принцип, исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].
Однако тот факт, что учение о Святом Духе не полностью раскрывается в еврейской Библии, не влияет на реальность существования и действия Святого Духа во времена Ветхого Завета.
В Новом Завете прослеживается взаимозаменяемость ссылок на Святого Духа и Бога. О Духе часто говорится как о Боге. Самый яркий пример находится к книге Деяний 5 глава. Одна из супружеских пар ранней Церкви Анания и Сапфира продали свою недвижимость. Часть выручки они принесли апостолам, заранее договорившись друг с другом выдать ее за полную полученную сумму. Через апостола Петра Дух Святой резко осудил их, и последствием их греха стала мгновенная смерть сперва мужа, а потом и его супруги. Отчитывая Aнанию, Петр задает вопрос: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). В следующем стихе он говорит: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого отрывка можно сделать вывод, что «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» равнозначно. Петр фактически сказал: «Ты солгал Святому Духу и Богу». Но слова в Деян. 5:4 ясно указывают, что ложь была сказана не людям, не кому-то более низкому, чем Бог, но Самому Богу. Отсюда следует вывод, что второе заявление - продолжение первого, подчеркивающее, что Дух, Которому солгал Анания, был Богом. Это место Писания, как ни одно другое, по мнению автора работы, наводит на мысль о Божественности Святого Духа.
Другое место, где указывается на равенство Святого Духа и Бога - учение апостола Павла о теле христианина, направленное к Коринфской Церкви. В 1 Кор. 3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы». А тремя главам далее в 1 Кор. 6:19-20 он использует сходную речевую конструкцию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших». Вывод напрашивается сам собой: в глазах апостола присутствие в человеке Святого Духа равнозначно обитанию в нем Бога. Сравнивая выражения «храм Божий» и «храм Святого Духа», можно увидеть равенство между ними в контексте двух приведенных выше отрывков, а отсюда можно сделать вывод, что Святой Дух есть Бог.
Учение Церкви об иконопочитании. Православное
определение иконы
Кроме религиозных различий, делящих византийское общество в VIII–IX веках на два враждующих стана, между враждующими партиями существовало и глубокое различие в самом характере, основе мышления, различие, из-за которого эти партии с самог ...
Порнография принимается за детей
а) Детская порнография.
Детская порнография, участниками которой являются малолетние, особенно прибыльна. Еще бы, ведь вся продукция продается по самой высокой цене. Согласно отчету комиссии Европейского Парламента, развитие коммерческой ...
О разводе
Подобно Церкви брак представляет образ Божий на земле. Брак не является человеческой выдумкой. Он был установлен самим Богом. На основании послания к Ефесянам 5:32 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и бу ...