Проблема историчности Иисуса Христа
Ортодоксально-теологическая точка зрения предполагает безоговорочное принятие на веру чудесной биографии «богочеловека» Иисуса Христа. В светской научной литературе к этому вопросу сложились два основных подхода: мифологический и исторический. Сторонники «мифологической» школы рассматривают Христа как вымышленный персонаж. Появление легенды о Христе они объясняют влиянием популярных на Востоке представлений об умирающем и воскресающем боге (А. Робертсон) либо выводят из мифа, интерпретирующего ритуальное убиение племенного вождя или его сына (Дж. Фрэзер) и т.д. Большинство отечественных ученых советского периода, в силу своей идеологической зашоренности, придерживались позиций «мифологической» школы.
«Историческая» школа признает, что в основе образа Иисуса лежит реально существовавшая личность. Анализ евангельских текстов был начат учеником Гегеля, лютеранским пастором Б. Бауэром — создателем Тюбингенской школы научной библеистики. Последователь Бауэра, известный французский писатель Ж.-Э. Ренан, изложил этот подход в самом известном художественном произведении о Христе — «Жизнь Иисуса».[5] В отечественной научной литературе советского периода реальность Христа признавали А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, И.С. Свенцицкая и некоторые другие. Торжество исторического направления в современной российской научной литературе объясняется не только отказом государства от атеистической политики. Серьезным аргументом в пользу существования Христа являются недавно обнаруженные рукописи средневекового арабоязычного автора Агапия, где приводится обширная цитата об Иисусе как о реальном человеке из сочинения римско-иудейского автора I в. Иосифа Флавия. Тем самым подтверждаются сообщения других античных писателей — Тацита и Светония.
Едва ли целесообразно здесь излагать в деталях широко известное новозаветное предание об Иисусе Христе. В первой половине I в. странствующий проповедник из галилейского (на севере Палестины) городка Назарет выступил с призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением Божьего суда. Он обращался к самым широким в этническом и социальном отношении слоям населения. В отличие от эссеев, с которыми он имел много общего, Христос не стремился к созданию строгой организации. Ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и явилось главным основанием для осуждения Иисуса, поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царем Израиля. Выросшее главным образом на почве иудаизма, учение Христа испытало влияние и других древневосточных религий, а также античной философии (неоплатоническое учение о Логосе и стоическая этика).
Иса - “Слово от Бога”.
Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar ...
История возникновения монастыря.
В пятнадцати километрах от города Александрова в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была о ...
Природа и характеристики оправдания. Юридическое значение оправдания
Многие ученые признают, что оправдание в первую очередь юридическое понятие. Бог является законодателем и судьей, а оправдание - вердикт судьи, провозглашающего праведность человека. Грешный человек находится в неправедных отношениях с Бо ...