Ислам и искусство
Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Возникнув в условиях фольклорной культуры арабских племен, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8–11 вв.
В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре. В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани.
Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7–8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.
Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.
Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви
Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть богословское употребление символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского пон ...
Различия среди реформаторов по поводу оправдания
Вадиан и Цвингли не защищали доктрину оправдания трудами, т. е. что спасения можно добиться нравственными человеческими достижениями. Однако эти реформаторы предпочитали делать ударение на нравственных последствиях Писания, что приводило ...
Реликты культа медведя, бытовавшего прежде у бурят, прослеживаются на
материалах по традиционной охоте.
Охотились на медведя поздней осенью и зимой обычно одновременно с промысловой добычей других пушных зверей. Любопытно, что у тункинских бурят существовало поверье: если охотнику во сне привиделось, что он убил человека, это предвосхищает ...