Аргументы в пользу одного автораСтраница 2
Доказательство о нескольких авторах, основанное на том, что богословские идеи книги Исаии и довод о том, что мысли Второисаии значительно более развиты в сравнении с Прото-Исаией - это доказательство, которое само нуждается в доказательстве. Некоторые ученые пытаются определить уровень, на котором находилась богословская мысль в восьмом веке. Затем они начинают выбрасывать из текста книг Амоса, Михея, Осии, Исаии и истории, описанной во Второзаконии, то, что не подходит под их априорные выводы. Затем, на основании исправленного таким образом текста, они доказывают истинность первоначальной посылки. Такая логика лишена всякой убедительности.
Развитие идей в книге Исаии не вызывает сомнения. Между гл. 1-39 и 40-66 имеется значительная разница. Крайне трудно, даже невозможно, реконструировать процесс, посредством которого связаны первоначальные высказывания пророка и окончательная письменная форма книги. Принимая буквальность значения Книги, следует предположить, что различные пророчества запоминали, возможно, записывали и сохраняли, начиная с ок.740 г. до н.э., через все пленение и возвращения, пока книга не приняла каноническую форму.
Несомненно, должна существовать определенная степень гибкости, нет достаточных оснований отрицать, что основная часть книги Исаии принадлежит ему самому. Присутствие поздних интерполяций и объяснительных вставок - это не только предположение, а доказуемый факт. Теория о деятельности учеников Исаии отнюдь не неразумна; напротив, сам текст предполагает ее. Например, Евангелия - это по сути своей учение Христа, хотя Он не написал в них ни слова. По своей сущности Тора принадлежит Моисею, но неясно, какая ее часть написана им самим. Евангелие от Марка является, скорее всего, проповедью Петра или катехизическим наставлением, которое сопровождало ее, хотя его литературная форма и структура принадлежат Марку. Когда мы говорим: "Все пророчество принадлежит Исаие", то принимаем любой подобный процесс.
Что решительно надлежит отвергнуть, так это взгляд, согласно которому есть лишь микроскопический Исаия Иерусалимский и гигантская анонимная фигура периода пленения. Такой подход порождает больше проблем, чем решает.
Чудо, совершенное Исой.
Нам известно, что Вечеря Господа является символом искупительной жертвы Иисуса Христа (Мф. 26: 26-28). В суре под названием “Трапеза” (5: 111-115) описывается о Вечере Господней как об одном из чудес, который совершил Иса, чтобы уверовали ...
Реформация и
контрреформация
Новым оживлением религиозной жизни отмечен 16 в., положивший начало протестантской Реформации и католической Контрреформации, а также новой, поразительной по своим масштабам территориальной экспансии христианской религии.
Протестантская ...
Мечеть Джума-Джами
Краса и гордость Евпатории — два ее минарета тоже служат своеобразным маяком для тех, кто уходит в море. Они же помогают разобраться в лабиринте улочек «Старого города» и найти выход к набережной. Чтобы не заблудиться, нам тоже надо чаще ...