Аргументы в пользу нескольких авторов
В пользу разделения пророчества Исаии по нескольким авторам выдвигаются четыре основных аргумента:
Ø историческая перспектива,
Ø упоминание Кира,
Ø стиль,
Ø богословские взгляды.
Достаточно полновесные аргументы в пользу двух авторов книги предоставил С. Драйвер[5], они заключаются в следующем.
Внутренние свидетельства в самом пророчестве указывают на период вавилонского пленения. “Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен”. (Ис64:10), “И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения”. (Ис58:12) Пророк обращается к пленникам в Вавилонии. “"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других”. (Ис58:3).
Литературный стиль гл.40-66 сильно отличается от гл. 1-39. Например, краткий, компактный стиль в книге Исаии Первого отличается от растянутого по развитию мысли во Второисаии. Мрачный и сдержанный стиль в книге Исаии отличается от теплого, сострадательного стиля Второисаии.
Богословские идеи гл.40-66 отличаются от тех, которые из гл. 1-39 представляются характерными для Исаии. Драйвер пишет: “Автор второй части отходит от Исаии в другую область мысли; он постигает и подчеркивает другие аспекты Божественной истины[6]”.
О. Эйсфельдт[7] также приводит аргументы в доказательство двух авторов книги Исаии: упоминание о Кире, названном пастырем “Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою” (44.28); и помазанником Божиим “Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись” (45.1). Падение угрожает Вавилону (а не Ассирии) “Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною” (47.1); “Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями” (48.14). А также особенности мысли и использованного языка.
Аргументы в пользу третьей книги Исаии (Трито-Исаии) обобщены А. Вейзером[8]:
Ø Народ живет в Палестине; Иерусалим восстанавливается.
Ø Предмет рассмотрения . уже не жажда избавления и возвращения домой, а плохие условия, подробности и неурядицы общинной жизни (56: 9; 57: 3; 65: 1).
Ø Ожидание спасения имеет, подчеркнуто земную и материальную окраску.
Ø Концепция Бога не такая возвышенная, как во Второ-Исаие, чей сильный, полный веры оптимизм оказывается тщетным. Главы 60-62 "часто приводят высказывания из Второ-Исаии, изменяя при этом их значение". Вейзер видит в этом глубокий разрыв между Второ- и Трито-Исаией.
Многие современные работы не приводят доказательств своих взглядов о двух или трех авторах. Они указывают, как само собой разумеющееся, что гл. 1-39 были написаны "Исаией Иерусалимским", а гл.40-66 (или 40-55) написаны "неизвестным пророком периода пленения".
Развитие команды пасторского служения. Обучение
команды
Процесс обучения команды можно разделить на два этапа. Первый этап – это приобретение и накопление определенных знаний для достижения поставленной цели. Второй этап – это практика, умение применять приобретенные знания на практике. Именно ...
Изображение бога. Каноническое изображение Бога
Образы Богов в развитых религиозно-мифологических системах очень сложны по структуре и по составу вплетенных в них элементов, но многие из них глубоко уходят корнями в первобытность. В мифологии народов, не достигших стадии зарождения кла ...
Буддизм в Китае и Японии
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Разнородность источников китайского буддизма о ...