Проблема авторства
До возникновения современной критики не существовало никаких указаний на то, что книга Исаии состоит из двух или более частей. Септуагинта (LXX) не дает никаких свидетельств существования "Первой" или "Второй" книг Исаии, хотя она разделяет другие книги (например: Царств, Паралипоменон). Полный текст Книги Исаии, найденный среди рукописей Мертвого моря не делает ни малейшего разрыва в конце гл.39. В еврейском счете канонических книг “Книга пророка Исаии” всегда рассматривалась как одна книга.
Но мало ученых в настоящее время придерживаются традиционной точки зрения, что вся книга принадлежит Исайе. Более консервативные критики считают, что книга состоит из двух книг (гл. 1-39 и 40-66); умеренная позиция находит три книги (1-39,40-55; 56-66); крайняя позиция насчитывает пять и более авторов. Все это следствие воздействия на библеистику критического метода исследования, который стал популярен в среде ученых, начиная с XVIII века. Вплоть до этого времени не возникало проблем с определением авторства книги пророка Исаии. Но затем, когда стало происходить резкое разграничение религиозного и научного знания – появилась эта проблема. Впрочем – это одна из проблем соотнесения доверия сверхъестественному, которое невозможно проверить империческим путем, а следует принимать на веру. Путь веры не противоречит методу познания окружающей действительности опытным путем.
Вопросы, которые связаны с установлением авторства книги пророка Исаии, прошли некоторую “эволюцию”, или развитие. Вначале говорили о двух авторах, затем – трех, а потом – ученые из каждого последующего поколения называли свою цифру! Вот как выглядит влияние критического метода в исследовании Писания на католических ученых различных периодов, а они всегда отличаются своей ортодоксальностью.
Мнение Папской библейской комиссии от 1908 года: "Следует ли филологический аргумент, выведенный из языка и стиля, чтобы оспорить авторство всей книги Исаии, считать достаточным основанием, чтобы заставить рассудительного человека, имеющего глубокие знания древнееврейского языка и компетентного в критическом искусстве, признать наличие у одной и той же книги нескольких авторов? Ответ: отрицательный[2]". Однако уже в 1953 году мнение в “Католическом комментарии к Священному Писанию заявляется: "Не вызывает сомнений, однако, что книга нынешним своим видом обязана не Исаие, а редактору периода после пленения, которому обычно принадлежат и вводные указания, когда они не автобиографичны и не написаны в первом лице[3]" Наконец, иезуитский ученый Мак-Кензи в своем "Библейском словаре" (1965), получившем официальное одобрение, пишет: "Большая часть книги Исаии не принадлежит пророку Исаие . Книга является конспектом различных типов пророчеств, относящихся к различным периодам[4]".
Ислам сегодня. Глобализация ислама.
Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд. человек, мусульман из них приблизительно одна пятая, то есть 1,7 млрд. В мире существует 44 государства, где большинство населения составляют мусульмане. Последние образуют п ...
Введение.
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно. Ибо “даосизм” – понятие весьма многомерное и многозначное.
Само слово “дао” вовсе не ...
Чудо, совершенное Исой.
Нам известно, что Вечеря Господа является символом искупительной жертвы Иисуса Христа (Мф. 26: 26-28). В суре под названием “Трапеза” (5: 111-115) описывается о Вечере Господней как об одном из чудес, который совершил Иса, чтобы уверовали ...