Территориальные особенности в вопросе вероисповядания
Важным аспектом религиозной ситуации в Беларуси является ее территориальная динамика.
Чтобы рельефнее представить религиозность в ее региональном срезе, сравним религиозное самоотнесение белорусов с другими формами их самоотнесения, посмотрим, как эти формы проявляются в зависимости от региональных, экономических, социальных, культурных условий проживания опрашиваемых.
В этом плане особенно отличается белорусско-польское приграничье. В прилегающих к Польше районах Гродненщины количество респондентов, относящих себя к верующим людям, составляет 58 процентов (в прилегающих к Беларуси районах Белостотчины уровень религиозного самоотнесения составляет 87 процентов). В белорусско-российском приграничье картина религиозности совсем иная. В прилегающих к России районах Витебщины о своей религиозности заявили лишь 19 процентов опрошенных. Это свидетельствует о том, что интенсивность религиозности по республике далеко не одинаковая. Количество верующих в западных, граничащих с Польшей районах втрое превышает количество верующих в районах, граничащих с Россией.
Важно отметить резкие отличия по регионам количества людей, чуждых религиозной вере. На Гродненщине неверующих набирается 12, 5, а в приграничье Витебской области - 49, 4 процента. Так же контрастно выглядит соотношение колеблющихся в своем отношении к вере в Бога на западе и востоке страны. На Гродненщине их 29, 9 процента от общего массива опрошенных, на Витебщине — 31, 9, Могилевщине — 39, 5, Гомелыцине — 42, 9 процента.
Весьма показательна разница ответов респондентов по регионам относительно будущего религии. Мнение, что институт церкви непоколебим, никакие исторические перипетии его не касаются, церковь будет существовать вечно, в западных регионах страны разделяют три четверти опрошенных.
Анализ материалов дает основание утверждать, что в различных регионах существует различная активность в деятельности религиозных структур и организаций и, соответственно, различная степень их воздействия на повседневную жизнь, групповые и индивидуальные особенности поведения людей.
Поскольку религиозные институты и организации западных областей более активны и влиятельны, имеют большую численность, они в большей степени воздействуют на различные стороны жизни и деятельности людей, имеют больший авторитет среди населения. Поэтому понятно, почему для 57 процентов жителей Брестской области религия играет первостепенную роль во всех сферах повседневности.
Обобщение приведенных результатов социологических исследований подводит к заключению, что в современном белорусском обществе религия выступает как одно из самых влиятельных духовных явлений. Причем в западных регионах она оказывает на повседневную жизнь людей влияние вчетверо большее, чем в восточных. Респонденты здесь в 2, 3 раза чаще, чем на востоке страны, называют религию в качестве определяющего человеческую судьбу фактора.
Побеждая мир
Однако реакция верующего на мир не должна выражаться просто в уходе от него. Это было бы в значительной мере негативным и пораженческим подходом. Как Христос пришел в мир, так и христианин должен проявлять праведность и являть ее миру, чт ...
Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период. Предпосылки возникновения
движения ханифов.
Движение ханифов ( хунафа - мн.ч., арабизированое
сирийское “ханпа” - язычник). “Это слово было скорее всего принесено в Хиджаз, центр Западной части Аравийского полуострова, сирийскими проповедниками, так они называли нехристиан”[6]. И п ...
Католицизм. Раскол христианской церкви
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существова ...
