Богослужение и таинстваСтраница 2
Вторая анафора носит имя Феодора Мопсуестийского. О том, что сам Феодор составил анафору, сообщает Леонтий Византийский. Долгое время анафору Феодора считали переводом, сделанным в VI в. с греческого оригинала. Однако современные исследователи приводят доказательства в пользу ее сирийского происхождения. Основаниями являются её структура, язык и богословское содержание. Общепризнанным является только факт использования в анафоре богословских трудов Феодора Мопсуестийского. Среди вероятных авторов называется Католикос Мар Аба I (540-552), до избрания преподававший в Нисибинской богословской школе. По свидетельству Авдишо, Мар Аба перевел 2 анафоры с греческого и назвал их в честь своих наиболее почитаемых учителей — Феодора и Нестория, однако это предание не популярно в современной науке. Не исключено, что анафору мог написать и Несторий. анафора Феодора используется с 1-го воскресенья периода Благовещения и до воскресенья Осанн (Входа Господня в Иерусалим).
Третья анафора носит имя Нестория, хотя его авторство отрицают большинство исследователей. С одной стороны, эта анафора тесно связана с антиохийской литургической традицией (видны заимствования из анафоры Златоуста), с другой — как и анафора Феодора, основана на богословии Феодора Мопсуестийского. Она используется 5 раз в году: на Богоявление, память св. Иоанна Крестителя, греческих учителей, в среду поста ниневитян и в Великий четверг.
Самый ранний чин литургии отражен в 17-й метрической гомилии Нарсая Нисибинского «Раскрытие тайн». Высказывавшиеся ранее сомнения в её подлинности отвергнуты, но признано наличие поздних интерполяций в тексте (в частности, утверждение о чтении «Отче наш» в конце службы). Чин литургии описывается у Нарсая с момента удаления оглашенных и до последнего благословения. Первое полное толкование на литургию принадлежит перу Гавриила Катрайи (ум. 615). Все последующие комментарии воспроизводят ту же схему.
Традиционно евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни праздников. На 1-й и 4-й седмицах Великого поста и на Страстной седмице литургия совершается вечером. В средние века в период Великого поста совершался обряд причащения Преждеосвященными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргисе II (828-830) перенес совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из 3 частей: литургий слова, освящения и причащения, внешне соединенных последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения Библии, а затем от неё к алтарю для освящения Даров.
Схема литургии слова (или оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие; «Отче наш» со вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; 3 антифонных псалма с припевом «Аллилуйя»; входной псалмический стих, диаконское возглашение: «Да будет мир с нами!»; 2 молитвы священника (1-я — прославляющая Имя Божие; 2-я — приуготовительная к шествию); процессия с Крестом, свечами, кадильницей и Евангелием на виму (при архиерейском богослужении — восхождение епископа на кафедру, где он остается до начала анафоры), когда поются тропари храма либо тропари в честь праздника и тропарь Кресту, а затем — гимн «Тебя, Господи», после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение Священного Писания. На литургии всегда бывает 2 чтения из Ветхого Завета – «Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из пророческих, или вместо 2-го из них читаются Деяния святых Апостолов. За ними следуют чтения из Апостола и Евангелия. существует 2 основные лекционарные системы. Первая сохранилась в рукописях, большая часть которых содержит только новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение чтений в 2 системах наблюдается только на 1-й седмице Великого поста. Перед чтением Апостола поётся изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуйя». Далее следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во время чтения Апостола совершается каждение. По окончании чтения поется псалом с «Аллилуйя», а затем следует проповедь, 2 ектении, священническая молитва, главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.
Монастыри как центры духовной культуры
Православные монастыри имеют огромное значение в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В православии обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения. Т ...
Церковь Архангела Гавриила с колокольней
Церковь эта возводилась в 1531—34 годах на вклад Василия III, сделанный им во время поездки на богомолье по северным обителям, в числе которых был и Кирилло-Белозерский монастырь. Исследователи особо указывают, что в архитектурном облике ...
Божественность Святого Духа
Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать, что Божественность Отца просто подразумевается Писанием, Божественность Сына в ...