Вероучение и обряд Ассирийской Церкви Востока. Краткая характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство храма
Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого Афрахата, "мудреца персидского", святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и находясь под властью сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств, эта Церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни. символ веры Ассирийской Церкви Востока: «Веруем во единаго Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век ; Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы. И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате. И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего судити мертвым и живым. И во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего. И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение во оставление грехов. И воскресение тел наших. И жизнь вечную. Аминь». Отличие в учении о личности Христа от православного заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две "qnome" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome" соединены в одной личности Христа. Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим. В литературе обычно утверждается, что сиро-персидская церковь придерживается несторианства. Следует, однако, учитывать, что учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, не идентично тем взглядам, которые под названием несторианства были осуждены на третьем вселенском соборе в Эфесе. Большой выбор электрических машин на сайте Электропроекта.
Традиционный набор литургических книг Ассирийской Церкви Востока включает: Лекционарий (qeryānā); служебный Апостол (šlīhā); служебное Евангелие (ewāngeliyon); Евхологий (taksā d-kāhne); Диаконикон (taksā d-mšamšane)', Псалтирь (dawida); Бревиарий, содержащий неизменяемые части служб суточного круга и литургии; его сокращенный вариант с текстами будничных ночных служб; книгу молитв преп. Ефрема Сирина, читаемых в период поста ниневитян; книгу молитв суточного круга, написанных Католикосом Илией III Абу Халимом; сборник гимнографических текстов для праздников и дней памяти святых; сборник песнопений служб суточного круга; сборник песнопений литургии; сборник алфавитных гимнов, которые поются до и после чтения Евангелия; сборник песнопений, составленный Георгием Вардой.
Устройство храма соотносится с библейскими образами иерусалимского храма. Алтарное пространство делится на 3 части. В центре находится святилище с алтарной частью, на севере — диаконник, на юге — баптистерий. Святилище также поделено на 3 части. Место у восточной стены, где находится Дарохранительница, называется «Святое святых». На престоле располагаются Крест и Евангелие. Иконы в храмах отсутствуют, так как их использование нарушает вторую заповедь. В алтарной части храма хранятся священные сосуды и св. елей. В предалтарном пространстве, которое носит название «Святое» и отделено от алтаря завесой, находится лампада. В центре основной части храма в ср. века строилась особая платформа, вима (в наст, время практически не встречается), которая соединялась с алтарем солеёй. Перед престолом располагается амвон, с которого читается Псалтирь и произносится проповедь. С южной его стороны причащают Телом Христовым, с северной — Кровью Христовой. Места между вимой и алтарной частью храма традиционно занимают мужчины, за вимой — женщины, также мужчины стоят слева, а женщины справа. Сидячих мест по традиции нет. В северной стене между мужской и женской половинами храма хранятся мощи. Обычно здесь ставят свечи. В южной стене сделаны двери во двор отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В некоторых храмах в юго-западной части отводят места для больных и женщин с детьми. Там же полагается читать молитвы матери на 40-й день после рождения ребенка. Хлеб для Евхаристии выпекается диаконом или священником в печке, установленной в диаконнике, и сразу же используется. В восточной части диаконника находятся мощи или саркофаг святого — покровителя храма или местности. Здесь также хранятся священные облачения, елей и вино. В баптистерии имеются 2 двери: внешняя, для входа со двора, и внутренняя, ведущая в храм. Внутри баптистерия находятся купель, столик для помазания, алтарь с Крестом и Евангелием. В северной стене делается окошко для священника, через которое он при крещении женщин благословляет воду и совершает помазание св. елеем. На востоке дворика находятся крест и помост для священников. В условиях жаркого климата здесь могут совершаться службы суточного круга. Во дворе устраивается колодец. В пределах церковной ограды принято хоронить клириков. В настоящее время традиционное храмовое устройство упрощено.
Литературно-контекстуальный анализ. Непосредственный
контекст
Вводной части 8 главы (Откр.8:2-6) показана сцена во святилище, ходатайственное служение возле жертвенника курений , где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ - кадильница бросается в низ на землю и начинают поочередно звучать труб ...
Иса-ал-Масих в хадисах.
В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сур ...
Культура древней Руси
Основой любой древней культуры является письменность. Славянская письменность существовала задолго до появления на Руси христианства. Однако христистианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Кадры п ...
