Антропологическое направление.
В 70-х годах прошлого столетия наметился кризис мифологического направления: оно зашло в тупик со своими безнадежными попытками объяснить все верования, фольклор, народные обычаи из древней астральной мифологии. На смену ему пришла антропологическая школа. Но у нее были свои предшественники.
Еще в 40-х годах Людвиг Фейербах попытался найти человеческую (антропологическую) основу религии ("Сущность религии", 1845). Предмет религии, по Фейербаху, - "то, что является предметом человеческих интересов и потребностей". Он писал: "Боги - воплощенные . осуществленные желания человека". По выражению К. Маркса, высоко ценившего, хотя и критиковавшего Фейербаха, последний "сводит религиозную сущность к человеческой сущности" 2. Как известно, В.И. Ленин тоже с большим одобрением отзывался о мыслях Фейербаха по поводу религии.
Антропологическая школа исходила примерно из той же предпосылки о человеческой природе как основе религии. Методологической почвой школы был буржуазный позитивизм и эволюционизм, и школу эту называют с одинаковым правом эволюционистской. Фактологической же базой исследований ученых антропологической школы служил огромный этнографический материал, накопленный к этому времени.
На основе его антропологи-эволюционисты Э. Тэйлор, Г. Спенсер, Дж. Леббок и др. попытались нарисовать более полную картину зарождения и развития религии, чем это делалось раньше. Концепции исследователей антропологического направления были неодинаковы, но сходны между собой. Наиболее широкую известность получила теория Эдуарда Тэйлора (1832-1917), которую называют обычно анимистической теорией.
Согласно Тэйлору ("Первобытная культура", 1871), "
минимум религии" - это вера в "духовные существа", в души, в духов и пр. Зародилась эта вера потому, что первобытного человека особенно интересовали те особые состояния, какие переживают временами он сам и его окружающие: сон, обморок, галлюцинации, болезни, наконец, смерть. Не будучи способен правильно объяснить подобные явления, "дикарь-философ" и додумался до представления о душе как маленьком двойнике, сидящем в теле человека, но могущем его покидать временно или навсегда. Из этой веры в душу постепенно развились другие представления, все более и более сложные: представления о душах животных, растений, неживых предметов, о душах умерших, об их судьбе, о переселении душ в новые тела или об особом загробном мире душ и пр. Души превращаются постепенно в духов, потом в богов и т.д. вплоть до единого бога-вседержителя. Так из первобытного анимизма (от латинского "атта", "аттиз" - душа, дух) в ходе постепенной эволюции развились все разнообразные формы религии.
Анимистическая теория Тэйлора быстро завоевала широкую популярность в ученых кругах разных стран (70 - 80-е годы). Она явилась крупным шагом вперед в религиоведении. Превосходство анимистической теории над натуристической было бесспорно. Построенная на обширном этнографическом материале и систематизировавшая его, выдержанная в духе идей эволюции и прогресса, которые отвечали мировоззрению прогрессивной буржуазии тех лет, анимистическая теория, казалось, позволяла разобраться в хаосе религиозных верований и обрядов, в том числе разобраться и в таких сложных религиях, как христианство, вывести их из тех же простейших элементов; тем самым анимистическая теория снабжала свободомыслящую науку того времени оружием для критики богословских схем.
НЗ фон
Мф. 3:10
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Лк. 23:28-31
«Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ...
Главное доказательство истинности Христианства
Чем Христианство удостоверяет, что оно действительно есть откровение и что оно есть истина?
Со свидетельство в пользу его прежде всего выступают различные свидетели христианской истины.
Мы имеем свидетельство апостолов. В их посланиях в ...
Спор об Оригене
Родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг. н. э.), Юстиниан Мученик (100-165 гг.), святой Григорий Нисский (257-332 гг.), Арнобий (ок. 290 г.) и святой Иероним (340-420 гг.), неоднократно выступали ...