Екатерина II. Первые иезуиты.Страница 2
Указ подтверждал юрисдикцию «епископа белорусского» над всеми католическими приходами России. Централизация католической духовной власти началась с учреждением Белорусской католической епархии, оформленным жалованной грамотой от 6 февраля 1774 г. Разрозненные части бывших польских епископств были слиты в одну епархию, к которой причислялись и все католические приходы России. Грамота подтверждала право духовных орденов на их пребывание в пределах империи «до тех пор, пока они сами верноподданнический свой долг и присягу сохранять будут» [4;130].
Из всех существующих в Белоруссии орденов наибольшим авторитетом пользовалось «Общество Иисуса», члены которого были здесь еще во второй половине XVI века, когда король Стефан Баторий «наводнил» ими Речь Посполитую. Иезуиты чтили своего покровителя: главный костел в Полоцке не случайно носил имя св. Стефана. К моменту присоединения восточных областей Белоруссии к России орден имел в этих краях до десяти миссий и резиденций с центром в Полоцке. Воспитание юношества, всегда бывшее для «Общества Иисуса» одной из главнейших задач, сделалось для белорусских иезуитов почти привилегией, так как в Белоруссии, где образование всецело находилось в руках римско-католического духовенства, ни один орден не мог соперничать с ними по количеству учебных заведений и числу учащихся. Иезуиты располагали шестью коллегиями: в Полоцке, Витебске, Орше, Могилеве, Мстиславе и Динабурге. В этих коллегиях обучались выходцы исключительно из «благородных» - дворянских и шляхетских семейств.
По присоединению Белоруссии Екатерина II издала губернатору М.В. Каховскому и М.Н. Кречетникову распоряжение: «Езуитским монастырям, школам и училищам сделайте особую перепись. Вы за сими наипаче недреманно смотреть имеете, яко за коварнейшими из всех прочих латинских орденов, ибо у них без согласия начальника подчиненные ничего предпринимать не могут» [4;131]. Черновой вариант наказа более категоричен: «Как … наши законы запрещают оных в области нашей терпеть, то при первом от них, интересу нашему противном, подвиге вы имеете оных оптом выгнать из сих земель, приставя управителей к недвижимому имению их» [4;131]. Однако Екатерина воздержалась от такого шага. Это шло вразрез с традиционной политикой царизма, прежде следовавшая указу Петра I от 18 апреля 1719 г. о высылке иезуитов из России на вечные времена, имело в лице иезуитов уже не миссионеров. Их поведение трудно было предугадать, а торопиться с их высылкой, зная об их влиянии на население только что присоединенных областей, было бы опрометчиво. Указом от 16 августа 1772 г. на имя генерал-губернатора графа З.Г.Чернышева императрица повелевала белорусскому населению присягнуть ей на верность. Для присяги был определен месячный срок – в течение сентября «духовенство высшее и низшее разных исповеданий, - говорилось в указе, - долженствуют подать собою, яко пастыри духовные, первый в учении присяги пример» [4;131]. Но католическое духовенство не спешило присягать. Наиболее влиятельные представители высшего духовенства уезжали в Польшу, патриотично настроенная шляхта следовала их примеру либо выжидала. В этих условиях иезуитам представилась возможность показать новой власти силу своего влияния, что они и сделали. Иезуиты первыми присягнули императрице. В полоцком костеле св.Стефана проводятся два торжественных богослужения. Одно из них, состоявшееся 24 ноября, совпало по времени с именинами императрицы и было отмечено с особой пышностью. Оно было связано, главным образом, с восхвалением Екатерины II. Эффект этих мероприятий превзошел любые ожидания властей: «Местное латинское и униатское духовенство, а так же шляхта, были ошеломлены… и, по старой привычке вверять себя водительству этого влиятельного ордена и следовать его мановению, они теперь волею и неволею потянулись за иезуитами и стали присягать новой своей повелительнице» [4;131]. В итоге, подчинение вновь присоединенных земель русской власти прошло без особого сопротивления. Сами же иезуиты в данной ситуации не имели иного выбора, как подчиниться требованиям императрицы. Вряд ли они не осознавали шаткости своего положения перед лицом власти, не доверявшей им изначально, а признание авторитета светских властей не было для иезуитов чем-то непривычным. Именно в глазах светских властей члены «Общества Иисуса» старались зарекомендовать себя с наилучшей стороны, так как из всех духовных особ они признавали только генерала ордена и папу римского. Авторитет первого был абсолютно безусловен, а вот роль второго носила скорее декоративный характер. Имя папы использовалось при освящении всей деятельности общества, а так же, желающие вступить в орден, давали обет беспрекословного подчинения Верховному Понтифику. Именно этот обет сыграл большую роль в решении папской курии утвердить проект «Общества Иисуса». Но на самом деле даже сама формулировка обета оставляла иезуитам некоторую свободу действий.
Духовно-просветительская работа комитетов Орловско-Ливенской
епархии. Церковно-археологические общества
Орловское Церковное историко-археологическое общество, образованное указом Святейшего Синода в 1906 году, воссоздано по благословению епископа Орловского и Ливенского Паисия (Самчука) 22 ноября 1994 года. Первым председателем Общества пос ...
Вывод
Проблема авторства книги пророка Исаии, такая существенная для науки библеистики, не должна давать нам повод, как верующим людям, для сомнений по поводу ее богодухновенности. К какому бы выводу не пришли ученые по поводу количества авторо ...
Основы христианского брака. Завет
Мужчина и женщина могут наслаждаться христианским браком в завете друг с другом. Основание брака строится на завете. Если они отвергают эту истину или пренебрегают ею, то они делают это на свой страх и риск.
Библия рассматривает брак как ...