Мифология и религиозные культыСтраница 2
Дионисийские мистерии были своеобразной формой теофагии - поедания божественной плоти, поскольку жертвенное животное служило символическим заместителем бога Диониса. Безумие менад, обретаемое миметической игрой, считалось сакральным, снимающим дистанцию между человеческим и божественным.
Культ Аполлона был связан с мантикой - искусством предсказывать будущее. Аполлон - бог света, космической и человеческой гармонии - считался покровителем многих искусств и врачевания.
В повседневной жизни эллинов мантика занимала видное место. Состоятельные люди не предпринимали серьезных действий, не получив предварительно благоприятного прорицания. Место, где давалось предсказание будущего, называлось «оракул». Такое же именование получило и само прорицание. Наиболее известным в Элладе был Дельфийский оракул, расположенный в храме Аполлона. Жрицу этого храма, пифию, усаживали на священный треножник возле расщелины в скале, откуда выделялся ядовитый сернистый газ. По преданию, этот газ представлял собой испарения от трупа погребенного здесь Пифона. Вдыхая пары, пифия входила в экстатическое состояние и начинала «вещать». Храмовый жрец искусно толковал ее слова, достигая порою подлинного совершенства по части загадочности и двусмысленности. Авторитет Дельфийского оракула был очень высок до тех пор, пока его жрецы не стали впадать в очевидную политическую тенденциозность. Окончательно его закрыли в конце IV в. н.э.
Наряду с мантикой культ Аполлона включал в себя катартические (очистительные) ритуалы - священнодействия, освобождающие человека от грязи. Главными причинами осквернения у греков считались кровопролитие и прелюбодеяние.
Поскольку боги были образцами физического совершенства, религиозный культ включал и состязания в силе, ловкости и выносливости. Они проводились в благодарность богам за военную победу, хороший урожай и т.п. или входили в погребальный обряд (тризну) - как память об умершем и способ определения доли наследников. В честь Зевса с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э. регулярно в городе Олимпия устраивались Олимпийские игры. Они состояли из атлетических соревнований (бег, пятиборье, кулачный бой, борьба, панкратий), скачек и гонок колесниц. Участие в играх приравнивалось к священнодействию. Иной формой игрового богослужения стали состязания танцоров, певцов, поэтов. Активное использование соревновательного элемента придало эллинской культуре особо динамичный характер.
Многочисленные боги ожидали от людей жертвоприношений, мистерий, факельных шествий и агонов. Самым большим грехом считалось унаследованное людьми от Прометея и других титанов дерзкое стремление тягаться с богами и присваивать их привилегии.
Ущербность политеистической религии касается прежде всего нравственной стороны. Дело не только в том, что почиталось множество богов и что совершались человеческие жертвоприношения. Признав победу высших олимпийских богов над хтоническими, греки никогда не забывали последних. Они молились им и приносили жертвы. Эллинская религия представляла собой компромисс между почитанием небесных и подземных сил, между служением добру и использованием зла. Это родимое пятно всякого язычества. По мере исторического развития нравственное содержание религии возвышалось. Сначала боги трактовались как могущественные сообщники, которые следят только за тем, чтобы неукоснительно выполнялись все обязанности перед ними и не пустовали жертвенные алтари. Потом к ним стали относиться как к старейшинам, наказывающим тех, кто обижает слабых, сирот, престарелых родителей, беззащитных иноземцев. Наконец, боги воспринимаются как блюстители единения людей, нравственного порядка вообще, всей внутренней цивилизации. Но даже в такой форме эллинская религия продолжает «искоса посматривать» в сторону темных сил. Конец такому «заигрыванию» положило только христианство.
Погребальный культ
Очень слабо развиты и представления о загробной жизни.
Формы погребения у калифорнийцев встречались две: сожжение трупов и зарывание их в землю. Специально исследовавший этот вопрос А. Кребер нашел, что распространение этих двух обрядов ...
Последствия выбора христианства.
Крещение всей Руси свершилось в 988 году при внуке княгини Ольги, великом князе Владимире. Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника – Византию, но и примирил ег ...
Свободомыслие и атеизм в России.
В России 18 в. идеи свободомыслия ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. Свободомыслием пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций свободомыслия выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д ...