Между Аллахом и невротическим “я”.
Многое из рассказанного в Коране относится к проблемам поисков благосклонности Аллаха, воспоминаний об Аллахе, безусловной важности обязательных молитв (салят), самоочищения, движения к Аллаху, и множества прочих “духовных” материй, которые никоим образом не могут быть потрясения, прежде чем смог осознать истину слов пророка Мухаммада: “Поступки людей следует судить по их мотивации” — во-первых, и затем — “Тот, кто знает самого себя, тот способен постичь и своего Господина”.
Значение первого хадиса в данном контексте достаточно ясно: никто не может использовать ислам или идею духовности, чтобы убежать от самого себя; каждому человеку необходимо вновь и вновь изучать и оценивать факторы, движущие его помыслами и поступками, стараясь быть при этом честным с самим собой. И хотя для многих людей духовность является религиозно санкционированной формой невроза, она все-таки способна поддержать нас в наших попытках противостоять самим себе и собственным неврозам. Раскрывая своих поступков, человек получает возможность принять истину о том, какой он есть на самом деле, а следуя эдой истине, верующий также прийти к постижению Господа.
- Второй хадис можно интерпретировать по-разному. Помимо указания на то, что истинное проникновение в себя ведет к истинному постижению Аллаха, он наводит на мысль, что людям свойственно создавать образ Аллаха. В Аллахе олицетворение справедливости и всесодержательности.
Все это придает явное понимание хадису, в котором говорится следующее: “Если вы познали самого себя, вы познали своего Господина”. Иными словами, необязательно предпринимать попытки постичь сущность Аллаха; постарайтесь лучше понять ту сущность, которая отражает “я” и присущие ему ценности. "Существует и еще один хадис, в еще большей степени раскрывающий проблему проекции: “Аллах говорит: каждому своему рабу Я являюсь таким, - каким он меня видит”.
Разумеется, немало мыслителей развивали положение о том, что религия — по сути своей проекция. Аллах и религия — исключительно проекция мусульманина, и не существует ничего помимо верующего человека и данного материального мира. И даже то немногое, что мусульманина знает о себе и мире, всех чудесах природы и чуде существования, делает заявления о том, что все, что вовне — лишь простое отражение того, что внутри, весьма недалекими.
В Коране есть очень интересное место по вопросу о проекциях: “Аллах свободен от того, что Ему приписывают” (К. 37:159; 43:82). Иными словами, все это можно отнести к тем формулировкам и принципам, которые мусульмане привыкли связывать с Аллахом; что же касается самого Аллаха, то он всегда “больше”. Азан (призыв к молитве) начинается с неизменного Аллаху акбар, равно как и каждое новое движение во время обязательной молитвы.
Путь к Аллаху — это путь ко Всевышнему, подойти к Нему мы можем, лишь поднявшись над самими собой.
В Коране есть немало мест, направляющих внимание человека к Аллаху, поклонению Ему, Его всеприсутствию в мире. Его заботе и беспокойству о людях, Его свойствам и нашей ответственности перед Ним. В Коране особо подчеркивается идея жизни человека как непрерывного путешествия к Аллаху. Hо утверждается, что Аллах выше всего того, что народ приписывает Ему. Однако подавляющее большинство мусульман воспринимают Аллаха лишь в рамках официального ислама, и нередко мысль о нем приходит слишком поздно.
Человеческая жизнь является сокровищем, дарованным Аллахом, и люди должны обходиться с этим сокровищем очень бережно. Именно эту священность своего народа подчеркнул пророк Мухаммад, спросив у своих соратников, знают ли они, кто такой бедный человек. Они ответили, что среди них бедным считается тот, у кого ничего нет — ни денег, ни имущества. На это Пророк сказал: “Бедным среди Моего народа является тот, кто встречает Судный день списком салах, постов и закят (налога на имущество), но кто при этом обманул одного, оклеветал другого, украл у третьего, пролил кровь четвертого и напал на пятого (мусульманина)”.
Традиция смрити. Общая характеристика
Традиция смрити (предание) противостоит традиции шрути (откровение), прежде всего, семантически. Она представлена классом текстов–веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимол ...
Знакомство иудеев с зороастризмом
Знаменательным событием в судьбе иудаизма становится знакомство в вавилонском плену с зороастризмом (маздеизмом) – древней иранской религией, в котором обнаруживаются корни библейского историзма, отсутствующего в ранних пластах библии и ф ...
История возникновения монастыря.
В пятнадцати километрах от города Александрова в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была о ...
