ДжайнизмСтраница 1
Джайнизм, возникший примерно в одно время с буддизмом -в VI в. до Р. Хр., был, так же как и буддийская религия, своего рода альтернативой господствовавшему в Индии брахманизму с его кастовым строем. Отвергнув кастовую систему, джайнизм (как, впрочем, и буддизм) сохранил тем не менее ряд брахманистских положений.
Основателем джайнизма считается Вардхамана Джнятрипутра, являвшийся вторым сыном принадлежавшего к касте кшатриев правителя небольшого государственного образования, находившегося на современной территории штата Бихар. В 30-летнем возрасте (по другим данным - в 28 лет) он покинул дворец и стал бродячим нищенствующим аскетом, отказавшимся даже от любой одежды. Через 12 лет ему удалось, как полагают джайны, достичь совершенства и просветления, он получил дар всевидения, освободился от сил, державших его в цепи перерождений, став Джиной (санскр. “Победитель”).
Джайны отказались не только от кастовой системы, но и от брахманского пантеона божеств, признав важнейшей субстанцией индивидуальные души, являющиеся бессмертными и находящиеся в каждый конкретный момент в той или иной телесной оболочке.
В религиеведческой литературе высказывалось мнение, что у джайнов вообще нет богов. Такая точка зрения, по-видимому, в целом оказалась неверной, хотя джайны и отводят божествам лишь небольшую роль. В частности, они не признают существование Бога - творца и властителя.
Для джайнизма, как и для брахманизма и буддизма, характерны понятия о дхарме, карме и сансаре. Воплощение души умершего человека в ту или другую новую оболочку зависит, согласно джайнской религии, от того, насколько праведной была предыдущая жизнь. В этом вопросе джайнизм полностью принял брахманистские положения о карме и сансаре.
Важным положением джайнизма, заимствованным позже от него (и буддизма) индуизмом, является положение о недопустимости причинения вреда любому живому существу. Правоверные джайны, не считая допустимым уничтожить что-нибудь живое, полностью исключают из своего рациона мясную пищу, пьют воду, процеженную через ситечко, дышат через вуаль и разметают перед собой дорогу веником.
При значительном сходстве джайнизма с буддизмом между ними имеются и существенные различия. Джайны, в частности, не считают, что любая жизнь - это непременно страдание. Плоха лишь дурная жизнь. По-иному понимают джайны и нирвану, она рассматривается ими как достижение вечного блаженства. Аскетизм у них, в отличие от буддистов, признается непременным условием спасения.
Если в буддизме существует учение о “четырех благородных истинах”, которые способны прервать цикл перерождений”, то в джайнизме человек сможет освободиться от круговорота смены рождений и смертей обретением “трех сокровищ” (“трех бриллиантов”): “правильного видения истины” (то есть взгляда на мир, соответствующего канону джайнизма), “правильного познания” (под чем подразумевается использование правильных средств и методов познания) и “правильного поведения” (человек должен не причинять вреда животным и людям, быть правдивым, не воровать, вести целомудренную жизнь, довольствоваться лишь тем, что абсолютно необходимо, и преодолевать мирские привязанности).
Объектом почитания джайнов являются не божества, а 24 провозвестника веры, первым из которых считается культурный герой Ришабха, научивший людей многим полезным вещам, а последним - Джина, которого именуют также Махавира (санскр. “Великий герой”). Литургическим языком в джайнизме является ныне мертвый индоарийский язык ардхамагадхи.
Споры о соблюдении или несоблюдении завещанной Джиной наготы, а также разногласия по некоторым каноническим вопросам привели к тому, что джайны разделились в I в. по Р. Хр. на две основные секты: Дигамбара и Шветамбара (Светамбара). Аскеты секты Дигамбара (санскр. “Одетые воздухом”) доводят свою аскезу до отказа от ношения любой одежды8, Шветамбара (санскр. “Одетые в белое”) требует от своих послушников носить одежду только белого цвета. Из состава обеих сект выделилось несколько подсект. Из Дигамбары в XIII в. вышла подсекта Висапантхи, а в XVI в. - подсекта Терапантхи. Различия между ними заключаются в том, что вторая из них использует в качестве аксессуаров культа цветы, фрукты и сандал. В Шветамбаре раскол возник, когда группа Муртипуджак в середине XVII в. ввела ритуал поклонения идолам. Не принявшие этот ритуал, а также выступившие против начавших практиковаться храмовых служений образовали подсекту Штханакваси, от которой, в свою очередь, в XVIII в. ответвилась подсекта Терапантхи (не путать с одноименной подсектой секты Дигамбара!), которую создал один из религиозных деятелей, недовольных руководством Штханакваси. Шветамбара гораздо влиятельней Дигамбары, превосходя ее по численности последователей в несколько раз. Что касается отмеченных выше подсект Шветамбары, то наиболее многочисленной из них является Муртипуджак, ей существенно уступает Штханакваси, а последняя, в свою очередь, намного больше отколовшейся от нее Терапантхи.
Орловская епархия в первой половине XIX века
В церковной архитектуре 1820-40-х годов широкое распространение получает тип купольного храма с классицистической ордерной декорацией. Три памятника — церкви в селах Лепешкино (Старцево), Большая Куликовка и церковь Святой Живоначальной Т ...
Великое татаро-монгольское нашествие.
После смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением общенационального единства оставалась русская православная церковь. С монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6 ...
Праздники и посты.
Важное место в православном культе занимают пра
здники и посты
. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской православной церкви — пас ...