Мир исламской культурыСтраница 3
Прекрасна арабская и персидская поэзия. Расцвет ее приходится на IX–X вв.: застольная лирика Абу-Нуваса, философская поэзия аль Мари, торжественные лирические оды аль Мутанабби. Существовали придворные поэты, воспевающие халифов, шейхов и султанов. Так, Абулькасим Фирдоуси (934–1030), великий персидский поэт, создал бессмертную эпопею «Шахнамэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей – мифических и исторических, но в центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа. Нередко сами ханы устраивали поэтические состязания между собой, устроившись в дворцовой беседке, где царила прохлада и журчала вода:
Ночью слезы, сна не зная, льет печальная свеча.
От страданья разгораясь, тает плавная свеча.
Понимая, что нет счастья без любимого лица,
Как израненное сердце, пьет отчаянье свеча…. (Газайи, хан Газы II Герай).
Персидский поэт, математик, философ Омар Хайям (1048–1131) никогда не писал хвалебных од правителям. Он даже отклонил предложение сельджукского султана Низама-ул-Мулька управлять одной из областей султанской империи. Мудрые четверостишия (рубайи) Хайяма полны юмора, лукавства и грустной иронии:
Много лет размышляя над жизнью земной,
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно –
Вот последняя правда, открытая мной.
Арабо-мусульманская цивилизация по преимуществу городская. Типы культовых зданий – мечеть, медресе, мавзолей.
Частные жилые здания, как правило, скрыты внутри домов, а на улицу обращены лишь высокие глухие заборы. Мечеть состоит из ориентированного на Мекку молитвенного зала, к которому примыкает мида, где перед молитвой совершают малое омовение. В задней стене молитвенного зала помещается михраб – ниша, указывающая верующим направление, куда надо обращаться во время молитвы. Это самое украшенное место. Справа от михраба в главных мечетях (пятничных) размещается кафедра – минбар, с которой читают пятничную проповедь. Над зданием мечети возвышается минарет (башня с балконом), с которого возглашают призыв на молитву.
Мухаммед объявил науки «обязанностью каждого мусульманина и мусульманки», об учебе говорил как о непрерывном процессе – «от колыбели до могилы», требующего от человека поисков мудрости «даже в далеком Китае».
В VIII в. началось «переводческое движение», в котором проявился интерес арабов к греко-эллинистической научно-философской культуре. С греческого языка были переведены Платон, Аристотель, Гален и Гиппократ, Евклид и Птолемей. Библиотеки исламского мира насчитывали до 100 тыс. книг. Фараби (870–950 гг.) развивал идеи Аристотеля, разрабатывал учение об идеальном обществе. Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.) – автор фундаментальных трудов по философии и медицине. Его наследие оказало большое влияние на развитие мировой науки.
В IX–XII вв. Багдад становится научным центром мира. Достижения в области математики: позиционная нумерация с десятью цифрами, открытие десятичных дробей, разработка приближенных методов извлечения квадратных и кубических корней, развитие алгебры (арабск. – ал-джабр).
Выводы
Мы подошли к концу нашего исследования. Возникает вопрос: действительно ли так важна теоретическая концепция учения об оправдании верой? Один английский богослов сказал: «никто не оправдывается по вере в учение об оправдании верой. Если ч ...
Христианство. Общая характеристика христианства
Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. х ...
Иса-ал-Масих в хадисах.
В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сур ...