Мир исламской культурыСтраница 2
После смерти пророка Мухаммеда его заменили халифы Абу Бекр, Омар, Осман. В общине произошел раскол. Близкие родственники полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а это право имеют только прямые наследники Мухаммеда. Они были последователями четвертого халифа Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата Мухаммеда, создав свою партию – шиитов (от арабск. шаа – «присоединяться к кому-либо»). Шииты
считали, что власть должна сохранятся в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Имам – предводитель собрания верующих, учитель, позже – носитель «божественной субстанции».
Суннитский ислам оставался верным основным положениям Корана. Сунниты
утверждали, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Мухаммеда. Они провозглашают принцип «единодушного мнения общины» – иджму, считая хадисы основой всей деятельности мусульман.
«Пять столпов» ислама
1) Вера в то, что Аллах – единственный бог.
2) Обязательная молитва (салят) 5 раз в сутки.
3) Пост (сауи). Главный пост в месяце Рамадан. Все запреты: на пищу, воду, плотские удовольствия снимаются ночью.
4) Хадж – паломничество в Мекку, к Каабе и др. святым местам.
5) Закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет на нужды общины и распределяется среди бедных и неимущих.
Кроме этого – садака – добровольное пожертвование и милостыня.
Джихад – усердие, рвение во имя Бога, полная отдача мусульманином своих сил, возможностей, а если надо и жизни, для торжества своей религии.
Происхождение слова: арабск. «суф» – шерсть: одеяние из некрашеной шерсти отшельников, аскетов; греч. «софос» – мудрость; арабск «сафа» – чистота; арабск. глагол «срфва» – быть избранным.
Суфизм – исламский мистицизм. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Традиционная мусульманская теология исключала возможность постижения Абсолюта: разъединенность Аллаха и человека не оставляет для человека иного выхода, кроме принятия на веру коранического знания. Суфии же допускали возможности мистического приобщения к Богу в особом акте самопознания, который по своей сути есть прежде всего забвение, уничтожение личного «Я». Суфизм – это неоднозначное явление. Для него характерны: теософия, гностицизм, экстаз и пантеизм. Например, суфий Абу Йазид ал-Бистами (Баязид) (IX в.), принадлежащий к пантеистической школе говорил: «Под моим плащом нет ничего, кроме Бога», «Слава мне! Сколь велико мое величие!», «Воистину я есть Бог: нет Бога за моими пределами, а потому поклоняйтесь мне».
Первая святая женщина-суфий – Рабийа ал-Адавийа (ум. в 802 г.) ввела концепцию молитвы как свободного и непосредственного общения с Богом, спонтанного излияния сердца. Среди ее молитв есть такая: «О Господь мой, если чту я Тебя из страха перед адом, сожги меня в аду, а если чту я Тебя в надежде на рай, изгони меня оттуда. Но если чту я Тебя ради Тебя самого, не удерживай меня от Твоей Вечной Красоты».
Суфии не заботились о своем внешнем виде, хотя строго соблюдали ритуал очищения, необходимый для молитвы. Ибн Адхам, например, гордился тем, что в его одежде кишат вши. А около 900 г. служанка одного багдадского суфия вскликнула: «О Господь, как грязны твои друзья – среди них нет ни одного чистого!».
Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подвергалось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно они шли на уступки. Последователи суфистов стали образовывать ордена странствующих монахов-дервишей во главе с шейхами. Эти ордена были признаны законными.
С суфизмом было исторически связано движение тариката (араб. тарикат – «путь»). Первоначально оно означало благочестивый путь жизни для общения с Богом. Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедующих священную войну против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды – послушники, слепо повинующиеся своему духовному наставнику.
Искусство каллиграфии имеет сакральный смысл из-за доминирующей для мусульман идеи о воплощении слова. Каллиграфия – графическое воспроизведение божественного слова, поэтому на здании мечети обязательно присутствуют цитаты из Корана.
Мечеть – место, где божественное слово получает свое вербальное воплощение.
Запрет на изображения.
Ибн-аль-Мукаффа (сер. VIII в.) сделал арабский перевод и литературную обработку сказок и басен, восходящих к индийской «Панчатантре». Впоследствии из этого родилась обрамленная повесть по типу «Тысяча и одна ночь».
Праведность Божья явленная в Аврааме
Авраам не оправдался делами закона.
В послании к Римлянам 3-4 гл., Павел категорически отрицает оправдание Авраама делами праведности. Дела праведности Авраама - его повиновение Богу, действительно имели место быть (Быт. 22:15 и дал.; 22 ...
Божественная необходимость и пророчества Писания
Paul Schubert[121], в статье, которая появилась вместе со статьей Fascher в 1954 году, говорит о том, что «доказательство из пророчества» образует «основное рациональное ядро» исторического богословия у Луки и заключается в «заранее предс ...
Оправдание и прощение
Св. Писание говорит, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Ап. Павел говорит, что виновником прощения нашего является Иисус Христос: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25).
В Рим. 3: ...