Этноконфессиноальные характеристики ислама на территории Донецкой области
Донецкая область является вторым по численности мусульманского населения регионом Украины. Согласно отчету Отдела по делам религий Донецкой областной государственной администрации, на 1 января 2008 года на территории области проживало более 35 тысяч мусульман, в том числе – 1100 иностранных студентов. Из 22 мусульманских организаций области три являются независимыми, а остальные относятся к одному из конкурирующих центров – прежде всего Духовному управлению мусульман Украины и Духовному центру мусульман Украины [7]. Сильные позиции занимают также община «Нур Аллах» (Макеевка), тяготеющая к сближению с Духовным управлением мусульман Европейской части Российской федерации (Уфа), и Донецкая городская организация «Аль-Амаль» (филиал Межобластной ассоциации общественных организаций «Арраид»). Каждый из этих центров готов принять «на себя обязанность покровительства над мусульманами Украины, независимо от их национальной принадлежности» [5]. В 2007 году завершилось строительство мечети в Мариуполе, где принимали участие представители азербайджанской и турецкой общин. Этнический состав мусульман Донецкой области характеризуется преобладанием поволжских татар и турков-месхетинцев. Последние массово эмигрировали на территорию области из Узбекистана в результате этнических конфликтов рубежа 80-90-х годов, компактно расселились в Славянском и Артемовском районах. Напряжение в отношениях с ДУМУ привело к попыткам создания собственного духовного центра, поддерживающего связи с Турцией [8, с.169].
Выразителем интересов студенческой диаспоры из стран, традиционно считающихся исламскими, является организация «Аль-Амаль», создание которой было инициировано религиозно активными студентами из Сирии, Йемена, Судана, Палестины, Иордании, Алжира и т.д. Организация зарегистрирована в Донецке в 1997 году и сосредоточилась на объединении студентов из арабских стран и просветительской работе среди татарского населения области. Под патронатом этой организации созданы просветительские курсы по изучению арабского языка, культуры и основ ислама в Донецке, Макеевке, Шахтерске, Торезе.
Среди мусульман Донецкой области встречается также немалое количество представителей славянских этносов, интерес которых к исламу является характерным для региона. К примеру, значительный процент славян насчитывает Донецкий областной центр ислама, основанный в 1993 году под руководством Е.В. Дутова. Основное направление работы центра – культурно-просветительская деятельность, распространение исламской литературы, проведение семинаров и т.д.
Можно констатировать, что этноконфессиональное развитие ислама в Донецкой области имеет некоторые характерные черты. За годы независимости Украины начался процесс духовного возрождения исламски ориентированного населения в разных районах области, созданы религиозные и общественные организации, занимающиеся культурно-просветительской деятельностью. Несмотря на некоторые конфликты между конкурирующими духовными центрами и этническую напряженность, можно говорить о значительной толерантности в отношениях между мусульманскими общинами Донецкой области и их отношениями с органами государственной власти.
Этапы развития язычества.
Язычество нельзя представить как нечто неподвижное и застывшее. Как всякое явление оно изменялось, проходя через стадии, периоды, этапы своего развития. Академик Б.И.Рыбаков отмечает четыре этапа.
Первый этап характеризуется верой людей ...
Источники
Надо сказать, что мы знаем достаточно мало о том, каковы были на самом деле представления славян об мире невидимом. В основном источниками для изучения славянского язычества служат критические поучения, которые составляли христианские пис ...
Структура и ареал распространения Ассирийской Церкви Востока.
Краткая история и становление структуры церкви
Основу церкви положил апостол Фома. Именно с него и его проповеди в 35-37 годах начинается история церкви. Позже, по преданию, в 54 г., здесь проповедовал Петр. Центром новой церкви стала община столицы Парфянской империи - Селевкии-Ктеси ...