Численность и национальный состав мусульман в
УкраинеСтраница 1
Согласно результатам переписи населения 2001 г. в Украине, численность мусульман по происхождению составляет 436 тыс. человек, или около 0,9% населения страны, то есть в Украине доля мусульман по происхождению меньше, чем в странах Западной Европы, где она в среднем превышает 1%. Численность мусульман в Украине стала объектом определенных манипуляций. Такая ситуация достаточно типична для бывшего СССР и даже для стран Европы, когда заинтересованные группы преувеличивают численность целевой аудитории.
Согласно принятому Госкомстатистики делению, в Украине можно выделить 40 этнических групп, традиционно исповедующих ислам. К этому списку относят часто лишь те народы, которые не имеют в своем составе существенных по численности меньшинств другой веры, а также народы, имеющие в своем составе мусульманские меньшинства. Не учтены, например, данные переписи численности албанцев, поскольку в Украине этот народ представлен преимущественно религиозным меньшинством православного вероисповедания. С другой стороны, исходя из принятого рубрикатора, трудно определить конфессиональный статус «народов Индии и Пакистана», среди которых большинство составляют мусульмане. По данным переписи невозможно оценить и численность представителей мусульманской Африки (кроме Северной, выходцы из которой попадают в категорию «арабов»), часть из которых принимает активное участие в деятельности мусульманских организаций.
В Украине, как и в большинстве стран Европы, среди мусульман четко выделяется ведущая этническая группа. Крымские татары составляют почти 57% общей численности мусульманских народов, три наибольшие этнические группы (крымские татары, волго-уральские татары и азербайджанцы) вместе составляют 84%, а первые пять (с учетом узбеков и турков) – почти 90%. Абсолютное большинство из 248193 крымских татар проживает в Крыму (около 245 тыс. чел) и ближайших районах Херсонской (2072 чел., преимущественно в пгт Новоалексеевка Генического района) и Запорожской (570 чел., из них 255 в г. Мелитополе) областей. В других регионах проживает крайне незначительное количество крымских татар, и даже в столице их численность составляет всего лишь 44 человека. В соответствии со структурой расселения крымских татар, мусульманские общины этой этнической группы за пределами Крыма действуют только в Запорожской (в Мелитополе) и Херсонской (в Новоалексеевке, Партизанах, Геническе) областях. Дальнейший миграционный потенциал крымских татар оценивается как незначительный, при отсутствии существенных изменений в условиях пребывания этой этнической группы и диаспоре, главным образом в Центральной Азии. Религиозная самобытность крымскотатарского этноса считается одной из необходимых черт сохранения идентичности этого народа как коренного народа Украины (со всеми сопутствующими этому статусу правовыми последствиями) [1, с.35-49]. Специфическими особенностями крымскотатарского варианта ислама являются, например, использование имени Тэнгри по отношению к Аллаху, сохранение культа «святых мест», а также обычного права – Терэ как варианта адата.
Вторая по численности этническая группа – волго-уральские татары (87 тыс. чел. в 1989 г., 73 тыс. – в 2001 г), география расселения которых имеет четкую территориальную специфику: Донецкая область (19161 чел), АР Крым (11090 чел), Луганская (8543 чел) и Херсонская (5353 чел) области. Общины волго-уральских татар сформировались в конце XIX – начале XX вв. в период интенсивной индустриализации Донбасса и пополнялись новыми мигрантами в периоды активного развития региона. В течение первого периода трудовая миграция татар имела сезонный характер и сопровождалась постепенным закреплением на новом месте. В последние два-три десятилетия среди волго-уральских татар Украины происходят активные ассимиляционные процессы. Этот факт является предметом дискуссии внутри общины. Сейчас наличие среди волго-уральских татар Донбасса группы влиятельных бизнесменов является одним из факторов сохранения общиной своего места на этноконфессиональной карте Украины. В Крыму религиозная активность национально-культурных обществ волго-уральских татар (как и башкир) малозаметна. Значительно меньшие по численности башкиры (4253 чел), как правило, солидаризируются с волго-уральскими татарами в культурных и религиозных мероприятиях.
Численность азербайджанцев в Украине в период между переписями 1998 и 2001 гг. возросла на 22,2% и составляла 45176 человек. Большинство азербайджанцев проживает на Востоке страны: в Донецкой (8075 чел), Харьковской (5684 чел) и Днепропетровской (5683 чел) областях. От двух до трех тысяч человек проживают в пяти регионах: в АР Крым (3748 чел), Луганской (3123 чел) и Одесской (2777 чел) областях, г. Киеве (2567 чел., кроме того, большинство из 933 азербайджанцев Киевской области проживают в столичной агломерации) и Запорожской области (2490 чел). Еще в четырех областях проживают более тысячи азербайджанцев: в Николаевской (1482 чел), Херсонской (1280 чел) и Полтавской (1203 чел). В отдельных регионах именно азербайджанцы составляют большинство мусульманского населения.
Основные теоретические системы. Модель
“множественности теологии”
Либеральные богословы обычно рассматривают Писание как продукт эволюционного развития религии Израиля. По мере того, как усложнялось религиозное сознание Израиля, усложнялась и его теология.
В целом, либеральные богословы рассматривают П ...
Идейные предшественники христианства
Христианство, как и любое другое крупное историческое явление, возникло, да и могло возникнуть только в определенной общественной среде; оно тысячами нитей было тесно связано с различными предшествовавшими и особенно современными ему фил ...
Формативный период индуизма. Религиозно-мифологические воззрения
Протоиндийской цивилизации
Генезис самого раннего этапа индуизма, как и всей индийской культуры, связан с Протоиндийской цивилизацией и реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация была значительным звеном в цепи древних земледельческих цивилиза ...