Понятие о грехопаденииСтраница 2
Теперь рассмотрим смысл грехопадения и его последствия для человеческой природы.
Если непредвзято отнестись к богатому экспериментальному материалу, накопленному современной психологией, то многие социальные эксперименты как раз и свидетельствуют о глубокой греховности и падшем состоянии человека.
По большому счету, результаты известных экспериментов Милгрэма, Зимбардо и др., когда обычные "среднестатистические" люди, в частности студенты в эксперименте Зимбардо проявляли удивительную жестокость по отношению к своим же собратьям студентам (в условиях вседозволенности), так что сам Зимбардо вынужден был прекратить свой эксперимент, хорошо объясняются наличием поврежденности человеческой природы.
Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова Иоанна Златоуста о том, что последствия грехопадения сказались, главным образом, в потере того совершенства, которым Адам был одарен при творении. Не столько надо рассматривать факт грехопадения с точки зрения карающего закона, сколько с духовно- медицинской, с аскетической, пастырско-моральной. Человек заболел грехом, поддался возможности грешить. Теперь про человека можно стало сказать: человек есть существо, но он может сделаться и ангелом и зверем… Пострадал и весь сотворенный мир, "тварный мир, который сам по себе, как мы знаем, не плох и не зол, погрузился во зло." Зло же "не от природы, а от свободы", т.е. от злоупотребления своими природными дарованиями или благами жизни [10, с. 172].
Преподобный Макарий писал о состоянии человека после грехопадения: "У него (человека) в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха".
"Это пагубное и ужасное состояние человечества по грехопадении, при котором помышление сердца человеческого – зло от юности его (Быт. 8, 21)"
В лице первых двух людей пало все человечество. Каждый младенец рождается "награжденным" от прародителей падшей человеческой природой.
Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием; он изглаживается только благодатию Божиею. Действие совершается в таинстве святого крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился от греха, по словам «Аминь, аминь, глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Таким образом, человек – возьмем взрослого для большей ясности – выходит из купели крещения чистым от грехов, но это не значит, что купель вместе с грехами отняла у него и тяготение к ним. Нет, оно остается. Стремление к страстям уничтожается долгим подвигом, при помощи благодати Христовой.
Современный богослов, профессор Московской Духовной Академии Осипов А.И. так описывает состояние человека после грехопадения: "…Мы нигде, кроме христианства, не встречаем той трудной и часто встречающей протест мысли, что наша так называемая естественная природа повреждена, ненормальна, хотя доказательств этой христианской истины достаточно. И человеческая история, и личная жизнь прямо свидетельствуют о глубоко неразумной деятельности человека. Мы, в конечном счете, делаем не то доброе, святое и истинное, что хотели бы, о чем мечтали, к чему стремились, а большей частью прямо противоположное. Также наша ненормальность обнаруживается в чувствах, желаниях страстях, которые возникают у нас на первый взгляд ни с того ни с сего.
Прекрасной иллюстрацией этого явления служат статистические данные на Западе, где, оказывается, более половины населения испытывают глубокую неудовлетворенность жизнью, душевную тоску. Поэтому там обращений к психиатрам значительно больше, нежели к другим врачам. Все эти примеры однозначно свидетельствуют о том, что внутри человека есть нечто такое, о чем он даже сам не знает. В богословии этот «икс» называется первородным грехом. Это - не личный грех, это - не акт воли, нет. Это наследственная настроенность человеческой природы, передающаяся из поколения в поколение. Этим первородным грехом в значительной степени обусловлены наши личные грехи, которые в свою очередь порождают общественные и межгосударственные проблемы" [12, с. 6-7].
Духовное отделение верующих
Отделение от всего злого очень важно для отношений с Богом. Отделение самого себя морально и духовно от греха и от всего, что противно Иисусу Христу, приближает к Богу, вводит в близкие отношения с Ним и приводит к таким отношениям, при к ...
Католицизм
Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово «католицизм» означает - всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был ...
Личность Иисуса Христа
О личности Иисуса мы можем прочитать в Евангелие. Умеренный критицизм рассматривает Евангелия как работы отдельных авторов, подготовленных по различным планам. Евангелия исследуются в свете античной биографической традиции, которая учитыв ...