Реформация в Швейцарии: У.Цвингли и Ж.Кальвин
Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Францию, Швейцарию. Однако не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Если Мартину Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему немецкой церкви, это смогли сделать реформаторы в Швейцарии. Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Швейцарские кантоны, хотя номинально и входили в Священную Римскую империю германской нации, в действительности были независимыми государствами, объединенные в союз для обороны. Кантонами управляла олигархическая верхушка из дворян, наживаясь на поставке швейцарских солдат-наемников иностранным государствам, что вызывало недовольство швейцарского бюргерства. Из-за нехватки работы наёмничество стало своеобразным промыслом швейцарцев. Сильные позиции в Швейцарии имела католическая церковь.
В Швейцарии возникло два других протестантских направления. Одно из них возглавил цюрихский священник Ульрих Цвингли (1484 – 1531), другое – действовавший в Женеве французский юрист, богослов, литератор Жан Кальвин (1509 – 1564). Во второй половине XVI веке после гибели У. Цвингли последователи обоих направлений объединились в одно течение – кальвинистов.
Объединению лютеранства с цвинглианством и кальвинизмом помешало непризнание последними реального присутствия Христа в Евхаристии. Кальвин рассматривал евхаристические хлеб и вино как символы духовного присутствия Христа, а Цвингли – лишь как символы тела и крови (по Цвингли, Христос, находясь на небесах, не может одновременно присутствовать в Евхаристии).
У. Цвингли не признавал ничего, что нельзя было, по его мнению, обосновать свидетельством Священного Писания, и потому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, целибат. В то время, как Лютер охотно шел на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма.
Что касается Ж.Кальвина, он был аскетом, желая, чтобы люди проводили больше времени в размышлениях о Священном Писании, пребывали в постоянном страхе перед грехом. В своих теоретических взглядах он исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное предопределение. Судьба каждого человека предопределена заранее, и ничто не может изменить предначертанное. Кальвин полагал, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран ли он или обречен. Определяющим показателем считался успех в мирских делах. Отсюда стремление добиться наивысшего успеха в своей профессии.
Что касается организации кальвинисткой церкви, ее основу составляла община верующих, которые самостоятельно избирали пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов. Проповедники-пасторы избирались из наиболее образованных членов общины. Пресвитеры и пасторы составляли консисторию – орган, руководивший духовными и светскими делами общины. Для решения теоретических вопросов веры собирались съезды кальвинистских пасторов – конгрегации. Независимость общин от какой-либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, нежели католическая и лютеранская.
Идеи Жана Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы, получив распространение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, в ряде немецких княжеств [6, с. 428].
Христианство в эпоху
патристики
Христианство возникло в греко-римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской импер ...
Друг и помощник
Бог поместил Адама в сад и дал ему поручение. Но человек не смог справиться с ним в одиночку. Ему потребовалась помощь, и женщина была создана, чтобы оказать ее.
Утверждение Господа, что не хорошо быть человеку одному, ясно указывает на ...
Протестанты
Америку не раз захлестывали волны религиозной экзальтации. Так, страна прошла через религиозный всплеск, получивший название Великого пробуждения и объединивший несколько протестантских течений в попытке преодолеть самодовольство институи ...