ЗаключениеСтраница 1
Литературу по анекантаваде можно разделить на две категории. Во-первых, это собственно анекантавадологическая литература. Во-вторых, это индологическая литература, упоминающая анекантаваду в разделах, касающихся либо джайнизма, либо индийской логики. В целом представленность анекантавады в мировой научной литературе заметна, но недостаточна.
В России анекантавады так или иначе касались в своем творчестве такие упомянутые выше ученые как А.А. Терентьев, В.К. Шохин, Н.А. Железнова, Н.А. Канаева. Специализированная анекантавадологическая литература на русском языке отсутствует.
Из англоязычных авторов, касающихся анекантавады, можно упомянуть следующих, упомянутых выше авторов: С.Н. Дасгупта, Рутледж, Дж. Ганери, Р. Биллингтон, Дж.С. Плотт, П. Дундас, Н.Ф. Гиер, М. Рой, С.С. Барлингей. Специализированные труды, посвященные анекантаваде, вышли из-под пера следующих, рассмотренных мной ученых: С. Мукерджи, Ф.В. Томас, С.М. Шаха, Н. Татиа, И.Дж. Падмараджа, Х.М. Бхаттачарья, С. Сангхави.
Джайнская онтология делит универсум на две части. Первая часть – это джива, «живое», неисчислимые мириады элементарных центров осознания. Вторая часть – это аджива, «неживое». Джива познает адживу, аджива познается дживой. Таким образом, между дживой и адживой с одной стороны – онтологическая пропасть, с другой – они связаны отношением познавания. В адживу входят: пудгала, акаша, кала, дхарма, адхарма. Аджива атомарна. Пудгалу составляют параману, акашу – прадеши – локусы размером с параману, калу – самайи – моменты, равные длительности перехода параману из прадеши в прадешу. Дхарма и адхарма также атомарны.
Гносеология предполагает рассмотрение предмета в следующих категориях: дравья – «то, что, сохраняясь, течет сквозь все изменения», бхава, кала, кшетра. Есть и другая система, рассмотренная Железновой на примере Кундакунды: субстанция, ее атрибуты, ее способы проявления. Авторы «Enciclopaedia of jainism» прибавляют к этим трем онтологическим уровням еще один онтологический уровень дхарм – «особенностей». На этом уровне возможно кажущееся нарушение аристотелевской логики: предмет есть и не есть в одно и то же время в одном и том же отношении.
Сознание характеризуется направленностью, включающей два вида: даршана и джняна. Знание существует пяти видов: мати, шрути, авадхи, манахпарьяя, кевала. Мати и шрути – опосредованные виды знания, остальные – непосредственные. Мати, шрути, авадхи могут быть неправильными. Манахпарьяя и кевала неправильными быть не могут. Видение включает следующие виды: визуальное, невизуальное, ясновидение, совершенное. Первые три могут быть неправильными, последнее – нет.
Анекантавадины исходят из того положения, что каждому человеку открыта часть истины. Любой человек, по определению, видит истину. Однако, любой человек, по определению же, несовершенен и, следовательно, не способен видеть истину целиком. Исключение составляют джины, достигшие кеваладжняны – полного знания всего. Следовательно, единственная возможность для обычных людей приблизиться к знанию этих кевалинов – это собрать и свести в единую систему все возможные точки зрения на предмет.
Таким образом, анекантаваду в той форме, в какой она представлена в современной научной литературе, можно определить, как эпистемологический конструкт универсального назначения. В основе анекантавады лежат три концепции: съядвада, бхангавада и наявада.
Съяд – слово, переводимое приблизительно как «в некотором смысле», «с определенной стороны», «возможно», «в какой-то степени», «quodamodo», «perhaps», «probably» и т.д. Это слово символизирует собой требование избегать, как выражаются джайнские авторы, «абсолютизации» точки зрения. Имеется в виду, что, не смотря на то, что утверждение, что твоя точка зрения является истинной, есть утверждение истинное, тем не менее, утверждение что истинна только твоя точка зрения, есть утверждение ложное. Данный компонент придает системе гибкость, предохраняя поток мышления от застревания на каком-то одном элементе.
Комплиментарным к сьяд компонентом является «ева». Это слово примерно переводится как «определенно», «несомненно», «на самом деле» и т.д. Здесь имеется в виду, что твоя точка зрения является истинной, несмотря на то, что другие точки зрения являются истинными тоже. Данный компонент придает системе жесткость, фиксируя поток мышления на каждом элементе. Оба слова «съяд» и «ева» могут опускаться в высказываниях, подразумеваясь только имплицитно. Джайнские авторы предостерегают против пренебрежения компонентом «съяд» в угоду компоненту «ева».
Начало преследований после 1929 года
Со второй половины 20-х годов по мере становления тоталитарного режима отношение к баптистам начинает резко меняться. С началом коллективизации берется курс на полное подавление религиозной жизни. В апреле 1929 года на втором. Съезде созд ...
Пресвитериане
Пресвитериане (от греч.- старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, ме ...
Социальная этика ислама
Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам, но и господа должны мягко и по-отечески относиться ...