История возникновения и развития похоронного обряда. Мифология
смерти.Страница 4
Считалось, что после погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам (мукам), после чего является к богу на суд. Часто мытарства души представляли как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На каждой ступени стоят толпы бесов и изобличают душу в её грехах. На ночь душу отпускают домой, и прилетает она усталая и измученная, поэтому так важно, чтобы на подоконнике её ожидала вода, пища и полотенце.
Мытарства избегают только души тех кто умер в пасхальную неделю или перед праздником Вознесения – они идут прямо в рай, какими бы грешными они ни были, потому что в это время ворота в Рай стоят открытыми.
Считалось, что душа, достигшая ворот загробного мира, должна некоторое время охранять их, стоять у ворот «того» света, пока её не сменит душа другого покойника.
Мир мёртвых и мир, живых в народном сознании имели свои постоянные признаки. Это два прямо противоположных друг другу мира, так же как жизнь и смерть. В поверьях и мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, с востоком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Мир мёртвых, напротив, связан с левой стороной и помещается на западе или севере – там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых – это мир солнца и света, загробный мир – мир ночи и тьмы.
Мир живых – это мир порядка. В нём есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. Там царит полная тишина – неслышно лая собака, крика петухов, людских голосов, звона колоколов.
Народные поверья сохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира языческий и более поздний христианский. Согласно первым, мир делится на две части – мир живых и мир мёртвых, не разделённый на рай и ад, то есть обиталище душ как грешных, так и праведных. Ещё в XIX в. бытовали верования, что до Страшного суда все души обитают в одном тёмном месте – в некой «пустоши», которая находится между раем и адом. Они не терпят там мучений, но и не видят ни света, ни радостей – похожим образом древние греки представляли царство мёртвых Аид.
Само представление о грехе как вине человека перед Богом появилась в сознание народа только после принятия христианства. Слово «грех» хотя и существовало в языческие времена, но имело другое значение – кривизны, неправильности, отступления от нормы. С языческой точки зрения, грешный – это не тот, кто виноват перед Богом, а тот неправильно ведёт себя, живёт не так как следует. Нарушение обрядовых и бытовых правил поведения приводит к нарушению гармонии между человеком и силами природы, а это грозит несчастьем не только самому нарушителю, но и общине, в которой он живёт.
Христианское понятие греха – это личная ответственность человека за свои поступки, поэтому наказываются или вознаграждаются только те поступки, за которые он может и должен отвечать. Например, христианская церковь осуждает самоубийц и лишает их достойного погребения, потому что они по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь не считает виноватым того, кто погиб в результате несчастного случая. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и смерть от несчастного случая – это одинаково неправильная смерть. И в том и в другом случаях человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир и становится «заложным» покойником, опасным для живых.
Крещение князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василев ...
Реформация и
контрреформация
Новым оживлением религиозной жизни отмечен 16 в., положивший начало протестантской Реформации и католической Контрреформации, а также новой, поразительной по своим масштабам территориальной экспансии христианской религии.
Протестантская ...
Вопрос авторитета книги пророка Исаии
Проблема авторитета книги пророка Исаии является не менее важной, чем проблема авторства. Это как говорится “две стороны одной медали”. Вопрос авторства ставит вопрос авторитета книги, и наоборот, вопрос авторитета напрямую затрагивает пр ...