Влияние Эллинизма. Приобретение Ягве статуса всемирного бога
Освобождение Иудеи из под ига Вавилона не означало ее полного освобождения. Она осталась в значительной мере подчинена Персии – новому гиганту. Вся остальная история иудеи состояла из сплошных оккупаций другими гигантами. Подчинение вместе с Персией Александром Македонским, последующие египетское и сирийской иго и, наконец Римское. Идея национального Бога-покровителя, каким жрецы представляли народу Ягве, в череде многолетних экспансий Иудеи агрессорами утратила свою состоятельность. Бог, занимающийся исключительно опеканием иудеев и не смогший в течении веков добиться хотя бы политической самостоятельности подопечной страны не мог пользоваться достаточным авторитетом. Он должен был либо уступить богу победителей, либо измениться сам. С другой стороны, расширение области рассеяния евреев придавало Ягве в воображении верующих характер мирового божества. Расцвет мировой торговли эллинистических государств, привел к попыткам создания с одной стороны материалистической, атеистической философии, а с другой мировой религии с единым богом. Лозунг Протагора «человек – мера всех вещей» соответствовала в области религиозной тенденции перенесения центра внимания с вопросов космогонии и мифологии на вопросы этики. Соответственно этому из политеистических пантеонов выделяется тот или иной бог, который постепенно превращается в единого повелителя вселенной. Так египетский бог Сарапис, культ которого птолемеи пытались превратить в культ Зевса-Сараписа как единственного эллинско-греческого бога, в римскую эпоху тоже становится универсальным богом. Он присваивает черты Зевса, Аполлона, Диониса, Цереры, превращаясь в Гелиосераписа. Культ единого бога усердно пропагандировался многочисленными торговцами, что в значительной степени способствовало развитию торговли. Система религиозных запретов на востоке крайне осложняла процесс торговли. В этом отношении Иудейские евреи находились в крайне трудном положении, занимая в смысле национальной и религиозной замкнутости особое место. К тому же в самой Иудее торговля не получила значительного распространения и палестинские евреи были мало заинтересованы в распространении иудаизма. Основными агентами пропаганды иудаизма стали евреи диаспоры, среди которых была широко развита торговля. Пропаганда иудаизма в диаспоре имела значительный успех, о чем свидетельствует быстрый рост численности иудеев к которым начинали относиться и обращенные. Успех пропаганды иудаизма достигался ценой известных уступок. Яхве как национальный бог иудеев не мог привлеч египтян или римлян и поэтому Яхве – покровитель евреев уступает место Яхве – творцу вселенной, грозному судье, который очистит и обновит мир, принесет спасение роду человеческому. Имя Яхве исчезает из религиозных текстов, заменяясь на абстрактные всевышний, владыка духов, слава и т.д.
Литературно-контекстуальный анализ. Непосредственный
контекст
Вводной части 8 главы (Откр.8:2-6) показана сцена во святилище, ходатайственное служение возле жертвенника курений , где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ - кадильница бросается в низ на землю и начинают поочередно звучать труб ...
Атеизм и свободомыслие эпохи возрождения.
Э
поха Возрождения
с ее антропоцентризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными попытками создания свободного от требований средневекового богословия культурного пространства, обмирщением ...
Ведийский период.
Корпус ведийских текстов
Приблизительно с середины II тыс. до н.э. в Индию вторглись воинственные кочевые племена ариев, в вместе с ними – и совсем иной мир ритуальннно–мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация, в это время, клонилась к упадку и арии е ...