Парадигма библейских религийСтраница 1
Иудаизм, вместе с христианством и исламом относятся к типу религий, которые принято определять как религии догматические, религии откровения, библейские религии и, что не менее важно – религии монотеистические. Для дальнейшей ясности необходимо пояснить эти номинации.
Под библейскими религиями принято понимать религии ближневосточного происхождения, прямо или косвенно восходящие в своем учении к группе доктрин, изложенных в Библии. В свою очередь Библия представляет собой текст божественного откровения, в которой трансцендентный (недоступный познанию, лежащий за пределами, в данном случае, религиозного опыта) Бог, «Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым» (никео-цареградский символ веры), открывает избранному народу (иудаизм) или общине верующих безотносительно к их этническому происхождению (христианство и ислам) свою сущность и природу, которая не может быть познана и обнаружена человеческими усилиями.
Но откровение ниспосылалось Богом людям и могло быть получено ими только благодаря экстраординарному опыту общения с Богом, который и приписывается традицией Моисею, Иисусу Христу и Мохаммеду. Именно опыт этих личностей, согласно традиции, и лег в основу принципов созданных ими религий. Они являются носителями базового религиозного опыта, причем этот опыт признается невоспроизводимым, неповторимым, или его воспроизведение переносится в загробный мир, или же он считается воспроизводимым в определенной степени, но только особыми личностями – каббалистами, монахами и аскетами, подвижниками – суфиями. Во всяком случае его воспроизведение не предписывается в качестве нормативной религиозной практики всем верующим. Тексты откровения образовывали как бы поле развертывания ортодоксального религиозного опыта и задавали последнему не только направление и границы, но и язык описания и интерпретирующие опыт идеи и основоположения. Это дает право называть библейские религии религиями откровения.
Наконец библейским религиям была придана номинация религий догматических. Это означает, что в библейских религиях опыт их основателей, выраженный в текстах откровения, опосредуется системой стройно изложенного вероучения, данного в общеобязательных для всех верующих формулировках – догмах, претендующих на адекватное и ортодоксальное выражение сущности опыта основателя религии и фиксирующего его текста откровения.
Все три библейские религии являются религиями ярко выраженной монотеистической системы, причем более всего интересно и то, что они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о Боге как едином и единственном, абсолютном и трансцендентном, личностном или сверхличностном начале, творце и помыслителе всей вселенной, управляющем ею актами своей воли. С идеей монотеизма так же тесно связан и креационизм библейской традиции – доктрина сотворения мира Богом из ничего. И вместе с тем, монотеизм нельзя считать принципом, изначально заданным в библейской религии или по крайней мере в библейском тексте. Существует множество критических трудов, описывающих места Библии, сохранившие следы исходного политеизма. Дж. Фрэзер в своем труде «Фольклор в Ветхом Завете» уделил особое внимание аспектам Библии, представляющие собой архетипы языческого мировосприятия.
Еще одной важной и определяющей чертой библейских религий является линейность времени и идея истории. Существует общераспространенное убеждение о том, что библейская картина мира является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени – из космоса в историю. Подробно эта проблема рассмотрена в книге М.Элиаде «Космос и история». В ней рассматривается архаический тип религиозности, базирующийся на постоянном воспроизведении некоего архетипа - мифологического события, имевшего место и воспроизводимого в сакральных актах и ритуалах. При таком мироощущении человек живет в «раю архетипов», откуда изгоняется концепцией библейской религии в «ужас истории». Исторический момент в библейских религиях приобрел совершенно уникальную роль, и не случайно, что сама иудейская Библия, строится как история богоизбранного иудейского народа. В христианстве религиозный историзм имеет еще более важное значение, поскольку центральным моментом христианского учения оказывается явление Абсолютного в Относительном, - Бога в истории.
Феномен преждевременной констатации смерти
Цель этой главы – выяснить, воспринимались ли очнувшиеся от летаргического сна как вампиры, а также установить, почему эта тема важна для Кальмета на столько, что она так или иначе затрагивается им в трети глав его сочинения. Здесь, опять ...
Православие. Понятие православия
Православие является одним из пяти направлений христианства. Считается, что православие было основано самим Иисусом Христом в 33 г. христианской эры в Иерусалиме. Из всех христианских направлений именно православию в наибольшей степени уд ...
Культ женского божества
В некоторых погребениях, особенно в гротах, встречаются женские изображения, вырезанные на камне. Они, видимо, связаны с какими-то религиозными представлениями, но трудно сказать, с какими именно. Может быть, это женское божество — покров ...