Родоплеменные культыСтраница 1
Наряду с рассмотренными выше достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому мы остановимся здесь не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.
Одной из очень рано появившихся форм таких верований является тотемизм, представляющий собой довольно сложное явление. О сущности тотемизма в науке до сих пор ведутся дискуссии, и многие религиеведы вообще не считают его религией, а видят в нем средство организации общества либо попытку классифицировать вещи и явления. Однако полностью согласиться с этим трудно. Несмотря на бесспорную социальную значимость тотемизма, в нем несомненно присутствует и религиозный аспект. В тотемистических представлениях хорошо заметна вера в сверхъестественное, таинственное родство конкретной группы людей с каким-то видом животных, растений, минералов или определенным явлением природы. Тотемизм тесно связан с родовым строем: нередко род является одновременно и отдельной тотемической группой, называясь по имени тотемного животного, растения и т. п.
Весьма древней является и такая форма религии, как магия. Согласно магическим верованиям, человек способен влиять сверхъестественным путем на других людей и природу. Для этого нужно только знать верные средства: определенными действиями, заклинаниями можно добиться желаемого. В зависимости от объекта магических действий и их искомого результата магию подразделяют на несколько видов: вредоносную (ведовство) и противоположную ей предохранительную, лечебную (знахарство), любовную (приворот), военную, метеорологическую и несколько разновидностей промысловой. Иногда магические приемы представляют своего рода имитацию того, что нужно достичь: так, с целью вызывания дождя разбрызгивается вода, для победы над врагом протыкается копьем его изображение и т. д.
Одна из самых распространенных форм родоплеменных верований -анимизм, представляющий собой веру в души, духов и всеобщую одухотворенность природы. Духами населяется весь окружающий человека мир, души, по анимистическим представлениям, имеют не только люди, но и животные, растения, явления и предметы природы. Анимистические верования могут быть очень разнообразными: порой они смутны и нечетки, в других же случаях представляют собой сложную, хорошо структурированную систему. Нужно отметить, что нередко в зарубежной научной литературе термин “анимизм” толкуется весьма широко, и под ним понимают вообще все родоплеменные верования.
С анимизмом не следует путать другую, значительно реже встречающуюся форму верований - аниматизм. Это вера в некую сверхъестественную безличную силу (“мана” у народов Океании, “оренда” у североамериканских индейцев и т. д.), которая якобы рассредоточена по всей природе, но неравномерно: одним людям, животным и предметам она может быть присуща в большей степени, другим - в меньшей, третьи ею могут совсем не обладать.
С анимизмом связаны своим происхождением, с одной стороны, культ предков-покровителей и культ племенных вождей, с другой - культ природы и ответвившиеся от него различные промысловые культы, с третьей - нагуализм, под которым понимается культ личных духов-покровителей.
Много споров велось вокруг такой формы родоплеменных верований, как фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Высказывалось мнение, что эта форма чуть ли не древнейшая, однако большинство исследователей не относят возникновение фетишизма к столь раннему времени. Крупнейший российский этнограф и религиевед С.А.Токарев вообще считал фетишизм одной из разновидностей нагуализма.
Особое положение среди религиозных культов занимает шаманизм -вера в возможность человека, войдя в экстатическое состояние, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. Известно, что шаманизм, как форма религии, свойствен для ряда сравнительно развитых обществ. Тем не менее, его зачатки известны и народам, живущим родоплеменным строем.
Печать
Ежемесячный журнал "Наша семья". С 1991 года выходит и на русском языке. Еженедельный журнал "Глас стража". Для детей и молодежи – ежемесячные журналы "Добрый пастырь" и "Друг молодежи".
Периодичес ...
Орловская епархия во второй половине XIX века
В этот период впервые в крае появляются новые монастыри. В 1853 году основывается женская община в Болхове, преобразованная в 1875 году в Богородично-Всехсвятский общежительный монастырь. Он располагался в полуверсте от Болхова. В обители ...
Особенности католицизма
Католицизм – самое крупное направление в христианстве. Оно преимущественно распространено в Юго-Западной, Западной и Центральной Европе (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Бельгия, Австрия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), ...