СинтоизмСтраница 1
Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками местной религии Японии - синтоизма - были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы. Несмотря на последовавшее с образованием японской государственности и под влиянием других азиатских религий (в первую очередь буддизма и конфуцианства) усложнение синтоизма, многие элементы ранних родоплеменных верований (культ природы, культ предков, магия, шаманизм и т. п.) в этой религии сохранились.
Синтоизм сформировался в VII - VIII вв., хотя само название “синто” (яп. заимствование из кит. “путь богов”) появилось значительно позже.
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами “ками” - божеств и духов. Особое место среди них занимают три космогонических божества: Амэ-но Минакануси-но Ками, Таками Мусуби-но Ками и Ками Мусуби-но Ками. Во главе же всего пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу -Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания второй мировой войны синтоисты обожествляли особу японского императора. И несмотря на то, что после окончания второй мировой войны японский парламент специальным актом отменил доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, “ками”. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, - “камикадзе”.
Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, написанные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.
Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (“дзиндзя”).
Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, Причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других - буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы - в буддийских. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, хотя иногда пользуются и буддийскими.
Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники “мацури”, собирающие большое число людей.
Определить численность приверженцев двух основных распространенных в Японии религий - синтоизма и буддизма - почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов бóльшую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессио-нальности, в общем-то не должно удивлять. И все-таки при постановке во время социологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев, то есть немногим более 2 % общего их числа. По-видимому, это в подавляющем большинстве случаев приверженцы синтоистских сект, о которых будет сказано ниже.
За пределами Японии синтоизм почти не встречается, если не считать небольшой части японцев, живущих за рубежом (всего 4 тыс. человек, так как большинство поселившихся за границей японцев исповедуют буддизм либо христианство).
Некоторые аналитические данные по вопросам веры.
28 января 2004 года в рамках XII международных Рождественских образовательных чтений в московском Свято-Даниловом монастыре прошла конференция "Церковь и государство в России и в мире".
В конференции принял участие представител ...
Эпигенетическая модель
Эпигенетическая теория рассматривает Божественное откровение по аналогии с ростом дерева, начиная от семени до саженца молодого деревца и заканчивая зрелым, выросшим деревом. Эта концепция может быть противопоставлена взгляду, по которому ...
Этапы теологического анализа
Теологический анализ ставит перед нами вопрос: “Как данный отрывок сообразуется с общей схемой Божественного откровения?” Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны выработать понимание общей структуры истории откровения. Следует опред ...