Йезидизм
Зороастризм оказал большое влияние на возникшую в конце XI в. еще одну ближневосточную религию - йезидизм (езидизм, йазидизм). Ее основал шейх Ади, почитаемый йезидами как святой и пророк.
Помимо зороастризма на йезидизм повлияли и другие распространенные в регионе религии - ислам, христианство (в его несторианской форме), иудаизм. В частности, йезиды почитают Мухаммеда, Иисуса Христа, Моисея. В качестве обрядов они совершают как заимствованное от христиан крещение, так и иудаистско-мусульманское обрезание. Наряду со своими особыми священными книгами - Книгой откровения и Черной книгой, они признают и священные книги своих соседей - Библию и Коран.
Будучи, как и зороастрийцы дуалистами, йезиды, в отличие от них, почитают как светлое, так и темное начало, причем особый акцент делают на поклонении темному, отрицательному началу (дьяволу), которого называют Мелек-Таузом и изображают в виде красавца-павлина. Они при этом подчеркивают, что Мелек-Тауза необходимо почитать, в противном случае он может причинить зло. Не любят они также, когда в их присутствии темное начало ругают. Что же касается светлого, положительного начала - Езда, то оно, как полагают йезиды, полно одних лишь добрых помыслов и поэтому не нуждается в умилостивлении.
Специфика религиозных взглядов йезидов всегда вызывала ярость у фанатично настроенных соседей, называвших их “чертомолами” и подвергавших жестоким преследованиям. Все это заставило йезидов как-то приспосабливаться к враждебному окружению, скрывать свои взгляды. Так, чтобы избежать осквернения могил своих близких, они пишут на надгробных плитах изречения из Корана, выбирая из них те, что не противоречат их вере.
Йезидов насчитывается, по разным оценкам, от 300 тыс. до 500 тыс. человек. Они живут в Ираке (170 тыс.), Турции, Иране, Сирии, Армении и некоторых других странах.
Структура расселения исламских этносов в Украине
Народы, традиционно исповедующие ислам, неравномерно расселены по территории страны: центрами тяготения для мигрантов в советские времена становились промышленные центры Востока и, частично, Юга страны; в свою очередь, Крым стал регионом, ...
Второй Иерусалимский Храм
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, з ...
Пункты догматических и канонических расхождений
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque), или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Католики, в свою очередь, однознач ...
