Римский католицизмСтраница 1
Римский католицизм - самое многочисленное из пяти основных направлений христианства.
Считается, что первые христиане появились в Риме в 50 г. по Р. Хр., но тогда христианский мир еще не был разделен на западную и восточную ветви. Формальный раскол на католицизм и православие произошел в 1054 г., однако считают, что фактически разделение на западное и восточное христианство произошло еще в VIII в. или даже раньше.
Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об исхождении Святого Духа: католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (эта поправка была внесена католиками в Никео-Константинопольский символ веры, который в остальном они признают в той же редакции, что и православные). В отличие от православных католики верят в существование чистилища - промежуточного звена между адом и раем, где очищаются души грешников. Нововведением католической церкви является и доктрина о сверхдолжных заслугах святых, которыми духовенство может свободно распоряжаться. Католики также верят в непорочное зачатие Девы Марии ее матерью и телесное вознесение Богоматери на небо. В католицизме принят и догмат о неограниченной власти папы и его непогрешимости, когда он говорит с амвона о вопросах веры и нравственности.
Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует несколько иначе. Крещение троекратным погружением в воду у католиков заменено крещением окроплением или обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после крещения, а в возрасте 7 - 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление).
У католиков, как и у подавляющего большинства других христиан, священными считаются книги Ветхого и Нового Заветов. Однако Ветхий Завет принимается ими не в том объеме, в каком его принимают православные и протестанты. Если протестанты полностью отвергают те книги Ветхого Завета, которые имеются в Септуагинте или Вульгате, но отсутствуют в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, включая их в Священное Писание, считают неканоническими, то католики не просто принимают их, но и включают в канон.
Католики, так же как и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание. Однако содержание Священного Предания у католиков и православных расходится: если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.).
Подобно православным, католики считают, что для спасения необходима помощь духовенства. В католической церкви, так же как и в православной, духовенство достаточно четко отделено от мирян. Все католические священники обязаны соблюдать целибат (в православии только черное, монашествующее духовенство).
Региональные религии. Отличительные черты региональных
религий от религий мировых
Выше были охарактеризованы три религии, которые наиболее широко распространены по земному шару и которые в связи с этим обычно называют мировыми: христианство, ислам и буддизм. Их выделяют среди остальных религий, иногда весьма неудачно н ...
Институт власти далай-лам
В Тибете проживают два высших ламаистских иерарха: Далай-лама и панчен-ринпоче. Оба эти иерарха считаются воплощением буддийских божеств Амитабы и Авалокитешвары. Для того, чтобы понимать их взаимоотношения, необходимо иметь в виду, что, ...
Библейское установление о браке
В Эдемском саду еще до грехопадения Бог установил желаемые Ему отношения – брак между мужчиной и женщиной. Из брака выходит по воле Божьей семья. О браке и семье, как порядке творения, и реакции Бога на результаты Своего творения написано ...