Доклассический периодСтраница 1
Доклассический период мифологического развития совпадает с периодом собирательно-охотничьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейших, то есть материнской общины или,как принято говорить,он связан с матриархально-родовым строем. В связи с этим доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата. Но так как это древнейший период, то он вполне может называться архаическим.
Древнейшая ступень мифологии именуется к тому же доолимпийской или дофессалийской. Древний человек, погруженный в стихию природы, воспринимает ее как нечто дисгармоничное, ужасное, страшное, чудовищное, что определяется термином «тератоморфизм» (греч. чудовище, чудо), а сама мифология -тератоморфной, то есть имеющей дело с чудовищными образами, а значит и с чудесами, подстерегающими человека на каждом шагу, вызывающими у него и ужас, и удивление. В специфике до классической мифологии – это слияние архаического человека с природным миром, ощущение себя, как вообще всего животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери – материи.
Одним из важнейших принципов этой архаической мифологии является господство в мире несоразмерности,беспорядочности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Это станет понятным,если учесть, что в период собирательства и охоты, когда человек, проявляет себя достаточно пассивно, природная жизнь воспринимается им как смутное, беспорядочное течение явлений, без твердо очерченных образов и границ, когда человек не может себе представить жизненную силу вне того или иного предмета или существа. Вот почему каждая частица природы, все ее порождения сменяют друг друга в бесконечном чередовании жизни и смерти, ибо вечна только сама мать — земля, из лона которой все появляется на свет и которая принимает в себя всех уходящих в небытие. Архаическая мифология характерна именно своим фетишизмом.
Так, в течении всей античности Зевса в городе Сикионе почитали в виде каменной пирамиды. На острове Делосе показывали грубый ствол дерева, именуя его матерью Аполлона и Артемиды, богиней Лето. В городе Феспия был священный камень, считавшийся воплощением божества любви Эрота, а в Спарте особо почитали два бревна, соединенные перекладиной,- двух неразлучных братьев Диоскуров — Кастора и Полидевка, сыновей Зевса. Безымянные фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь как бы их древнейшим воплощение. В Греции особенно был развит фитоморфный фетишизм, то есть почитание деревьев и растений, таких, как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб. В каждом дереве заключалась особенная таинственная, так называемая магическая сила, дающая жизнь, слитая с физическим бытием самого дерева. Греки оберегали священные рощи, полагая, что ущерб, нанесенный дереву, может оскорбить, то древесное существо, что в нем обитает и составляет его сущность. Но и животный мир — птицы, звери, пресмыкающиеся тоже воспринимался в мифологической архаике зооморфными фетишами. Они имели свой язык, свою потаенную мудрость и особую силу оборотничества.
Недаром классический Аполлон Волкоубийца сам некогда был волком-оборотнем, пожирателем детей. Глубинная мудрость земли воплощалась в змее. А богиня Гера, супруга Зевса, принимала в Сикионе поклонение в виде священной коровы. Гомеровский эпос именует эту прекрасную богиню волоокой, напоминая нам о временах зооморфного фетишизма. Показателен Гомеровский 7 гимн к богу Дионису, воспевающий, силу и многоликость этого божества неиссякаемых природных сил, благодетеля человека ( виноградная лоза -его дар )и страдальца, живительный виноградный сок -Дионисова кровь, впитавшаяся в землю. Захваченный морскими разбойниками, Дионис испробовал на них чудеса своей божественной мощи. Он явился им красавцем с иссиня -черными кудрями, в пурпурном плаще, полный внутреннего спокойствия. Когда разбойники схватили его и связали, он мгновенно разорвал путы, а на корабле начались твориться чудеса.
По палубе зажурчало благовонное вино, по мачте карабкался плющ. Сам же пленник неожиданно превратился в рычащего льва, затем в яростную медведицу, растерзал предводителя пиратов, превратил бросившихся в море похитителей в дельфинов и только тогда открыл кормчему свое божественное имя. Весь этот гимн полон архаических рудиментов — фитоморфных и зооморфных, указывающих на древнее прошлое божества стихийных сил природы. При постепенном укреплении родовой общины, когда на смену присвоения готового продукта приходит производящая этот продукт деятельность, человек уже не просто инстинктивно пользуется предметами, необходимыми для жизни, но всматривается в них, осмысляет, учится рациональному их употреблению, сам их создает, демонстрируя простейшие способности. Производя даже самые примитивные орудия труда, человек невольно останавливался на их цели, строении, назначении. Для Греческого стихийно-материалистического мифомышления характерно, что Небо -Уран не является извечным, но само порождено Землей - Геей. Независимо от Неба Земля производит на свет из своих недр горы и обитающих в них нимф, а затем и шумное море, Понт. Примечательно, что
Лючио Фонтана
Лючио Фонтана (1899-1968), занимался не живописью или скульптурой, а пространством и даже стал основателем специального течения в искусстве - спациализма. Его "Пространственный концепт" (1964) представляет собой нечто золоченое ...
Средние века
В 12 — 13 веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие группы, которые назывались современниками “ хасидим ” — благочестивые . В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана “Книга благочестивых” , кот ...
Библия: культурно-историческое значение
Знаменитый французский историк религии Эрнест Жозеф Ренан, автор "Жизни Иисуса", начал эту книгу такими словами: "Фактом огромного значения в мировой истории является тот переворот, в результате которого благороднейшая част ...